Кредитные услуги для агропрома: актуальные потребности клиентов

Спрос на кредитование, новые потребности аграриев и тренды агроэкспорта РБК обсудил с Дмитрием Срединым, руководителем департамента по работе с клиентами рыночных отраслей, старшим вице-президентом ВТБ.
Объем задолженности сектора сельского хозяйства вырос на 9.3% в прошлом году, что достаточно серьезный рост, и составил 2.6 трлн рублей по всей российской экономике. Мы не ожидаем значительного роста в этом году, в том числе потому что процентная нагрузка на заемщиков в этом секторе экономики выросла более чем в полтора раза и достаточно тяжело обслуживать такую высокую процентную ставку, поэтому мы не думаем, что дальше объем задолженности в этом секторе будет расти. При этом, инвестиционная активность в секторе агры и сельского хозяйства активно поддерживается Министерством сельского хозяйства через различные программы поддержки, субсидированное кредитование. Мы как банк активно в этом участвуем, поддерживаем различные сектора в агро промышленности России, в том числе и в рамках одобренного на уровне правительства национального проекта по продовольственной безопасности с фокусом на конкретные подотрасли. Как известно, Россия уже является экспортером сельскохозяйственной продукции, и мы в том числе, активно смотрим и взаимодействуем с различными крупными игроками российской экономики, с точки зрения увеличения объема производства и для того, чтобы была выполнена та задача, которая поставлена правительством по увеличению экспорта в полтора раза сельхоз продукции из России до 55,2 млрд долларов к 2030 году. За прошлый год оборот розничной торговли в России составил примерно 55,5 трлн рублей, рост примерно 7.6% год к году. Мы не ожидаем значительного роста в сельском хозяйстве и в этом 2025 году. При этом, мы видим, что компании потребительского сектора приостанавливают долгосрочные инвестиционные программы и больше занимаются окончанием тех проектов, которые были запущены в 2021, 2022, 2023 годах. Так же мы видим, ярко выраженный тренд на консолидацию. Помимо фокуса на обслуживание непосредственно физического лица и фокуса на омниканальные продажи, выход на Интернет-торговлю, мы видим, что концентрация крупнейших игроков на рынке будет возрастать. Мы ожидаем, что концентрация ТОП-5 игроков на рынке вырастет с 35% до 50% в ближайшие 3-4 года.