От управления финансами к бизнес-партнерству

Ангелина Анохина, соразработчик услуг CFO (расшифровка: Chief Financial Officer — главный финансовый администратор/директор или вице-президент компании по финансам) services известной международной консалтинговой компании SCHNEIDER GROUP, а в прошлом руководитель финансовых департаментов и сооснователь стартап проектов, рассказывает о меняющейся роли CFO.

 — В прошедшем 2019 году на площадках различных форумов мы неоднократно обсуждали современные тенденции в управлении бизнесом и трансформации различных профессий. Все эти изменения нам диктует время.

Для роли Финансового директора сегодня недостаточно простого управления финансовыми потоками компании. Век технологий играет огромную роль, такие понятия, как автоматизация, роботизация, искусственный интеллект уже прочно укоренились в нашей повседневной жизни. Данные технологии применяются повсеместно и уже имеют свою статистику по эффекту от внедрения.

— Так, что же важно для современного CFO? Что необходимо, чтобы компания была успешной?

 — На сегодняшний день крайне важны четыре ключевых момента — скорость, гибкость, инновации, команда.

Скорость нужна для получения оперативных данных, на основе которых можно принимать мгновенные эффективные управленческие решения. Благодаря технологиям сегодняшний CFO является владельцем Big Data и это позволяет ему использовать данные и аналитики в режиме онлайн.

В компании должен быть тщательно выстроен и отлажен каждый процесс, это позволит обеспечить гибкость, таким образом менеджмент сможет не бояться, что при принятии экстренного управленческого решения, которое ему диктуют текущие изменения на рынке, механизм перестанет работать и нужно будет долго, бюрократично и трудозатратно перестраивать всю систему и пересчитывать задолго утвержденные бюджеты. На этом SCHNEIDER GROUP всегда акцентирует внимание своих Клиентов, предлагая самые эффективные решения.

Инновации — слово набившее оскомину, однако, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке или лидировать в своей области без них не обойтись. Данное понятие является также неотъемлемой частью жизни современного Финансового директора.

Команда — самое важное и самое ценное, что есть у любого руководителя, тут добавляются еще и менторские функции.

— Можно ли выделить определенные тренды? Может быть в подходах, технологиях?

 — К трендам, наверное, можно отнести стремление уйти от классического «монументального» бюджета. Как известно, он трудозатратен, готовится в авральном режиме, зачастую осваивается и совершенно не гибок. Такая тенденция есть, однако не стоит исключать данную модель вовсе, так как в некоторых случаях и для некоторых видов деятельности она остается весьма целесообразной, если в компании разработана правильная финансовая структура и есть четкий контроль, то модель даже рабочая.

Прослеживается все больший интерес к «безбюджетному» подходу beyond budgeting, который весьма сложен для понимания менеджмента, воспитанного на классических методиках. Но, если мы говорим про Российские компании, данный тренд все же еще не настолько масштабен, по большей части он наблюдается в стартап проектах.

Если вкратце о технологиях, то это конечно же максимальная диджитализация, BI, роботизация и элементы искусственного интеллекта, как я уже говорила.

Роботизация активно помогает Российским компаниям с рутинными задачами, например, в бухгалтерии, есть среди компаний такие, у которых сегодня отсутствует ручной ввод данных.

Еще активно набирает популярность распознавание эмоций, оно используется с различными целями не только в продажах для понимания степени удовлетворенности покупателей, но и внутри уже многих Российских компаний для распознавания эмоций сотрудников.

— Получается роль Финансового директора значительно расширилась?

 — Как мы можем видеть, CFO теперь участвует в каждом бизнес-процессе от стратегии до персонала и по факту является финансовым бизнес-партнером. Такие преобразования уже не новость, а плотно укоренившийся тренд.

Внедрение бизнес-партнерского подхода имеет ряд преимуществ, основным из которых является стремление к достижению единой цели — развитию и благополучию компании.

В свою очередь мы нашим Клиентам предлагаем оценить насколько эффективна выбранная ими модель управления, какие процессы можно усовершенствовать, какие перестроить и сделать значительно эффективнее. Большой популярностью у наших Клиентов также пользуется перевод многих рутинных операций в аутсорсинг, особенно это касается бухгалтерии, казначейства и финансовой отчетности. Консультационные услуги пользуются все большим спросом, так как для многих компаний наконец настало время трансформации.

А многие предпочитают иметь SCHNEIDER GROUP в качестве постоянного надежного бизнес-партнера.