Генеральный директор инжинирингового холдинга АО «Мосинжпроект», оператора ключевых градостроительных программ российской столицы, Марс Газизуллин рассказал РБК о главных проектах по развитию инфраструктуры Москвы.
— Какие ключевые проекты «Мосинжпроект» реализует в столице?
— Как и на протяжении последних восьми лет, наш главный проект — строительство новых линий и станций Московского метрополитена. Городом были взяты беспрецедентные темпы развития главной транспортной артерии Москвы, и сегодня это наиболее значимая часть деятельности компании. Так, мы продолжаем строительство Большой кольцевой линии (БКЛ) столичной подземки, где строительные работы развернуты на всех участках. Активно ведется и проходка — к текущему моменту готовность тоннелей БКЛ составляет более 70%, полностью надеемся завершить их сооружение к 2021 году. Объем работы колоссальный: в настоящее время на Большом кольце одновременно ведут проходку 12 тоннелепроходческих щитов. Задействованы здесь и щиты-гиганты, которые прокладывают двухпутные тоннели — один из них в ближайшее время уже завершит проходку первого такого участка на БКЛ, еще два монтируются на строительных площадках, а четвертый — 10-метровый ТПМК — недавно доставлен в Москву из Китая и сейчас перевозится к месту сборки.
Помимо этого продолжается работа над продлением существующих радиальных веток метро: Люблинско-Дмитровскую линию тянем далее на север в сторону поселка Северный и легендарного столичного МФТИ, всего здесь откроются три новые станции — «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово» и «Физтех», а также ведем разработку проектной документации для продления Солнцевского радиуса от «Рассказовки» до аэропорта Внуково. Кроме того, мы наконец приступили к строительству совершенно новой Коммунарской линии до Троицка — на минувшей неделе стартовала проходка первого тоннеля между станциями «Университет дружбы народов» и «Улица Новаторов», через месяц планируем начать сооружение соседнего перегонного тоннеля.
Хочу отметить, что кроме строительства метро компания участвует в программе развития транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на базе новых и уже существующих станций метро. Разумеется, инвесторы также привлекаются к реализации этих проектов, однако вся технологическая часть — за инженерами и проектировщиками «Мосинжпроекта». Наиболее интересный из строящихся ТПУ — «Рязанская». Это будет крупнейший транспортный хаб Москвы с планируемым пассажиропотоком 600 тыс. человек в сутки, который объединит Некрасовскую и Большую кольцевую линии, МЦК, железную дорогу и наземный городской транспорт. Для удобства пассажиров в подземном терминале создается единый распределительный зал с билетными кассами, залом ожидания и пассажирским терминалом. Коммерческая часть ТПУ «Рязанская» будет включать торговый центр, комплекс апартаментов с офисами и паркингом, центр госуслуг «Мои документы». Частью узла также станут наземные перехватывающие парковки. В рамках благоустройства здесь будет разбит ландшафтный парк, выполнена геометричная геопластика (рукотворные холмы), дополненная в ряде мест крупными кустарниками и деревьями. На территории будут установлены функциональные архитектурные элементы, например навес, не только защищающий от непогоды, но и выполняющий роль светильника в темное время суток, плавно «вырастающие» из земли скамьи. Парк украсит арт-объект «Московские кольца», символизирующий единую транспортную систему столицы.
Нельзя не упомянуть о наших флагманских гражданских проектах. И тут нам по праву есть чем гордиться: Большая спортивная арена «Лужники» после реконструкции с честью выдержала испытание мундиалем 2018 года и готова принимать любые массовые мероприятия. А наш мегапроект — парк «Зарядье» с многофункциональным концертным комплексом — заслужил признание мирового профессионального сообщества.
— Какие знаковые проекты 2019 года вы могли бы отметить?
— Что касается метро, то минувшим летом был открыт первый участок Некрасовской линии, призванный разгрузить перенасыщенный пассажиропотоком юго-восток столицы. До конца года планируем полностью завершить строительство второго участка и начнем пусконаладочные работы, после чего жители Косино-Ухтомского, Выхино-Жулебино, Рязанского, Нижегородского районов и Лефортово получат полноценный дублер фиолетовой ветки и смогут существенно экономить время в пути до центра. Территория вокруг новых станций активно благоустраивается, ведется сооружение подъездных путей и парковок для наземного транспорта.
Также в этом году «Мосинжпроект» внес существенный вклад в комплексное развитие московского спортивного кластера — открыли на территории олимпийского комплекса «Лужники» Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой. Проект, выполненный по заказу и за счет частного инвестора, разработан при помощи технологий информационного моделирования (BIM). Несмотря на то что объект только недавно завершен, он уже получил высокую оценку специалистов, а его уникальная кровля в форме золотой развевающейся гимнастической ленты украсила собою обложку профессиональной программы моделирования ArchiCad, которой пользуются проектировщики по всему миру. Замечу, что Дворец гимнастики отвечает всем требованиям и стандартам современных многофункциональных спортивных комплексов, оснащен всем необходимым оборудованием для проведения как международных соревнований, так и различных культурно-массовых мероприятий.
— А что еще интересного в ближайших планах компании?
— Если говорить о перспективных проектах, которые начаты в этом году, то это, конечно, возведение здания Национального космического центра на территории ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Его создание позволит соединить на одной площадке ведущие предприятия ракетно-космической промышленности: центральный офис «Роскосмоса», штаб-квартиры некоторых организаций отрасли и подразделения головных отраслевых институтов, современный образовательный комплекс, конструкторские бюро, центр поддержки бизнеса, выставочные центры и т. д. Все вместе это позволит создать около 20 тыс. новых рабочих мест. Подготовительные работы уже начались, в результате конкурса выбрана архитектурная концепция здания, а завершить строительство планируется в течение трех лет.