Елена Феоктистова — РБК: «Прозрачность бизнеса становится необходимым условием для его ведения»

Управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Елена Феоктистова рассказала РБК о новых инициативах союза в сфере устойчивого развития, ситуации на российском рынке и условиях для развития бизнеса в ближайшем будущем.

— Какие инициативы РСПП сейчас продвигает в сфере устойчивого развития?

 — Во-первых, РСПП активно принимает участие в разработке концепции нефинансовой отчетности, в том числе и соответствующего закона. Если показатели этой концепции начнут работать, то это позволит сравнить как минимум крупнейшие наши компании с иностранными. Сейчас отчетность по нефинансовым показателям — это дело добровольное, но многие компании такие отчеты выпускают. Так что уже сегодня такой анализ можно проводить, но по многим направлениям устойчивого развития информация слишком разрозненная.

Во-вторых, мы уже шестой год анализируем публичную отчетность не только в области устойчивого развития, но и в целом годовую отчетность крупнейших по реализации российских компаний. Обычно это 100−120 бизнесов. По ним мы составляем индекс устойчивого развития. Мы анализируем набор тем, которые компания раскрывает, процессы, которыми она управляет, и результаты, которые она представляет. Среди показателей — и глубина, качество раскрытия информации. Также у нас есть второй индекс, непосредственно связанный с первым. Это индекс векторов устойчивого развития. Тут уже анализируется динамика действий компании.

В-третьих, у нас есть еще одна инициатива, недавно реализованная, — фондовые индексы устойчивого развития. Это наш совместный продукт с Московской биржей. Из числа компаний-лидеров индекса РСПП выбираются эмитенты биржи, то есть те, чьи акции обращаются там, и по ним уже биржа строит фондовые индексы устойчивого развития. Эти и другие наши инициативы направлены на то, чтобы продвинуть компании к открытости и к позитивным результатам.

— А общие критерии нефинансовой отчетности уже существуют?

 — Да, есть международные стандарты отчетности. Они пригодны для любой организации и позволяют любому бизнесу отчитываться с учетом своей специфики. Концепция развития публичной нефинансовой отчетности была принята еще в 2017 году. Ее план предусматривает разработку методических рекомендаций по составлению отчетов. Конечно, это в первую очередь адресовано крупным компаниям. Но такая отчетность облегчает взаимодействие и с партнерами, и с инвесторами, так что использовать эти рекомендации могут все желающие, даже необязательно бизнес.

Также ведется работа по разработке ключевых базовых индикаторов, которые должны включаться в отчет компании. Этот набор показателей также релевантен малому и среднему бизнесу.

— Как убедить компании, что составление нефинансовой отчетности пойдет им на пользу?

 — Сейчас прозрачность бизнеса становится необходимым условием для его ведения. Можно сказать, что прозрачность оборачивается большей привлекательностью для партнеров и инвесторов компании. Разрабатывая цели устойчивого развития, ООН обращалась и к инвесторам, чтобы те учитывали не только финансовые и экономические показатели компаний, с которыми работают, но и показатели социальной и экологической результативности и так далее. Кроме того, Евросоюз принял целый ряд нормативных актов и планов действия по ориентации на цели устойчивого развития. По этому пути идет и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая сейчас разрабатывает показатели для прямых иностранных инвестиций, в которых учитываются социально-экономические и управленческие аспекты. Речь идет и о вопросах климата, экологических воздействий, прав человека в аспектах предпринимательской деятельности, вопросы социально-трудовых отношений и т. д.

Не нужно забывать, что сейчас в Европе целый ряд нормативных актов связан с усилением ответственности цепочки поставок. Это означает, что компания, работающая на европейском рынке, должна отчитаться не только о том, что она соблюдает определенные требования, но и о том, что ее поставщики и партнеры, в том числе и иностранные, их соблюдают. Это может касаться не только крупного бизнеса, но и малых и средних компаний, которые работают с крупными компаниями как партнеры.

В этой ситуации становится важным посвятить наш бизнес в то, что такие критерии существуют и что это становится вопросом конкурентоспособности и устойчивости бизнеса. Прозрачность деятельности и информационная открытость становятся такой столбовой дорогой к успеху.

— Вы говорите о ситуации на Западе. А как с этой отчетностью обстоят дела в России?

 — Российские крупные компании в большинстве своем понимают необходимость подобной отчетности. Они же вступают в отношения и с инвесторами, и с зарубежными партнерами и видят их потребность в прозрачности. Поэтому российские компании к своим поставщикам тоже начинают предъявлять требования — экологические, условий труда, охраны труда, этических аспектов ведения бизнеса. Эти процессы у нас уже идут.

— У среднестатистического человека создается ощущение, что с правами человека и экологией у российских компаний, как правило, проблемы.

 — И мне странно, что это так. У компаний обязательно есть свои сайты, на которых выложены отчеты. Кроме того, есть такой ресурс, как Национальный регистр нефинансовых отчетов РСПП. В нем собраны отчеты компаний в области устойчивого развития. С помощью этих ресурсов можно понять, что делает для устойчивого развития крупный бизнес — тот бизнес, который оказывает самое большое влияние на общество и окружающую среду. Если происходят какие-то катастрофы — с выбросами в атмосферу, с разливами нефти, то есть в СМИ попадает. А если компании внедряют современные технологии, которые существенно снижают эти воздействия, улучшают условия труда, рекультивируют земельные ресурсы, занимаются поддержкой животного мира через программы биоразнообразия — то об этом информации нет. К примеру, еще два года назад 3,5 тыс. компаний подписали инициативу о прекращении инвестиций в строительство новых угольных шахт, но об этом мало писали. По моему мнению, движение есть, и оно идет в правильном направлении, вопрос только в скорости этого движения.

— То есть у вас позитивный взгляд на ситуацию с устойчивым развитием в России?

 — Конечно, у нас еще много проблем. Но вопрос в том, смогут ли компании и другие участники рынка находить компромиссные решения. В том, что касается крупного бизнеса, движение в сторону экологической ответственности очень заметно. Скорость этих изменений зависит и от бизнеса, и от госрегулирования: нужно больше поощрительных мер для бизнеса. К примеру, внедрение новых технологий — это тяжелое дело. Поэтому компании, которые это делают, можно было бы частично освободить от налогообложения или дать другие преференции. Я думаю, у нас в этом направлении не все возможности исчерпаны.

— Есть ли официальные доклады, которые подтверждают ваши слова о движении в правильном направлении?

 — Сейчас Россия делает свой первый национальный доклад о продвижении к целям устойчивого развития. Он в конце года должен быть представлен в ООН. РСПП принимает активное участие и в его подготовке, и в обсуждении. Доклад должен обобщить ту практику, которая есть в сфере устойчивого развития у государственной власти и у бизнеса. Важен и некоммерческий сектор: тут же очень многое зависит от инициативы организаций, выражающих запрос разных категорий населения и профессиональных групп. После того как информация будет обобщена в этом документе, можно будет оценить темп нашего прогресса в этой сфере.