21 сентября 2019

В МТПП обсудили проблемы развития социальных коворкингов

Для развития гибких рабочих пространств для малого, среднего бизнеса и микробизнеса необходима соответствующая инфраструктура. Об этом в ходе Международного инвестиционного форума по недвижимости рассказал председатель Гильдии операторов офисного пространства Московской торгово-промышленной палаты Максим Новиков. Рестораны в зданиях коворкингов — это не та инфраструктура, которая в первую очередь необходима предпринимателю для работы. «Если клиент коворкинга бизнесмен, то у него должен быть доступ к инфраструктуре для предпринимателей, — уверен председатель гильдии. — Это должен быть не кофейный аппарат, а юротдел, бухгалтерия, которые позволят ему максимально безболезненно и быстро начать свою деятельность». В числе других наиболее актуальных проблем коворкингов то, что многие операторы гибких офисных пространств не готовы «развивать новые направления в отрасли».

Речь, по словам Новикова, идет в первую очередь о проекте гильдии по внедрению социальных коворкингов, рассчитанных на начинающих предпринимателей. «Такие бизнесмены могут быть не готовы вкладывать деньги в офис, в дорогой коворкинг, — рассказал представитель МТПП. — А у нас они смогут арендовать рабочее место всего за 6,5 тыс. руб.». В рамках проекта социального коворкинга начинающим предпринимателям предоставят и всю необходимую для начала работы помощь. Также крайне важно развивать гибкие офисные пространства, расположенные в спальных районах, подчеркнул Новиков. «Одно из направлений нашей работы — открытие коворкингов как раз в таких районах, где плохо развита транспортная инфраструктура, — сообщил он. — Человек сможет не ехать в центр, а найти один из наших коворкингов в шаговой доступности».

Участники сессии поднимали и другие темы, связанные с развитием коворкингов в Москве. Директор по развитию сети рабочих пространств «Ключ» Давид Биниашвили рассказал о современном состоянии рынка коворкингов. «Бывает такое, что собственники покупают у нас актив, а мы помогаем его окупать, зарабатывать на нем, — сказал он. — И сроки окупаемости активов составляют всего пять-семь лет, в то время как в классической аренде это восемь-десять лет». Ежегодные показатели роста рынка коворкингов — порядка 30−40%, добавил Биниашвили. Бурный рост гибких офисных пространств связан помимо прочего и с демографическим фактором, подчеркнула президент Национальной ассоциации операторов сервисных офисов и коворкингов Татьяна Шараева. «Нам на смену приходит поколение Z, и после 2020 года оно будет представлять 30% всего работающего населения Земли, а к 2025 году — 50%, — рассказала она. — Основной посыл поколения Z — это отказ от владения, это шеринговая экономика». Именно поэтому развиваются сервисы каршеринга, шеринга офисных пространств и другие подобные услуги, уверена эксперт. «В ближайшие годы компании будут требовать наличия такого сервиса — коворкинга — в здании или будут туда переезжать», — убеждена Шараева.

Наибольшие затраты при работе с коворкингами в связи с изменением рынка несут большие корпорации, потому что они арендуют офисные пространства премиального класса. Об этом участникам дискуссии сообщил руководитель направления по работе с корпоративными клиентами Cushman & Wakefield Дмитрий Венчковский. При этом у небольших компаний затраты минимальны: они, как правило, пытаются модернизировать те площади, которые у них уже есть, и не гонятся за премиальным сегментом.

В обсуждении также приняли участие руководитель направления развития бизнеса ГК «Гинт-М» Анастасия Кузьмина, основатель Ceo Spaces Гурген Шекоян и руководитель сети коворкингов GrowUp Константин Королев.