«Экспортёр года»: история успеха

5 июня на площадке Петербургского экономического форума Российский экспортный центр вручал награды победителям Всероссийской премии «Экспортер года» по Северо-Западному федеральному округу. В этом году премия стала частью национального проекта «Международная кооперация и экспорт», а основной критерий отбора участников — успехи в развитиинесырьевого экспорта.

В номинации «Экспортер года в сфере промышленности» среди предприятий малого и среднего бизнеса победителем стала компания ООО «Компания «Нординкрафт» из Вологодской области. По словам генерального директора Юлии Калашниковой, в 2010 году оборот ООО «Компания «Нординкрафт» по международным контрактам не превышал 500 тыс. евро, ауже на 2019 год запланирован рост экспортной выручки в 8 раз. К 2025 году экспортер поставил задачу достичь увеличения экспортной выручки в 3 раза. Но даже при таком стремительном росте в компании хотели бы избежать слишком глубокой «бюрократизации». Особенно важно, чтобы предприятие оставалось тем пространством, где комфортно творческим людям, где креативность ценится выше, чем логика экономического роста.

В будущем компания планирует сконцентрироваться на развитии традиционных для себя направлений, а именно: совершенствование технологий ультразвукового контроля и вывод на рынок новых высокотехнологичныхи надежных систем. Сотрудники стремятся к тому, чтобы оборудование под знаком «Сделано в России» стало законодателем мировых стандартов качества, на этом пути важна любая поддержка, в том числе моральная. Премию «Экспортер года» в коллективе восприняли как мощнейший сигнал, что работа компании действительно нужна России, а воплощать глобальные проекты, как известно, необходимо с положительным настроем.

«Задача укрепления позиций национальных экспортеров на зарубежных рынках является для государства приоритетной. Эту цель возможно достичь благодаря внутренней национальной системе поддержки экспорта. Особое место в системе поощрения и стимулирования экспортеров занимает премия «Экспортер года», созданная специально для поддержки и развития отечественного экспортноориентированного бизнеса. Отмечу, что российские компании-экспортеры проявляют высокую деловую активность и выражают готовность участвовать в премии, презентуя свои достижения на зарубежных рынках», — сказал Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

Среди предприятий крупного бизнеса «Экспортером года в сфере промышленности» названо ПАО «Акрон»— один из крупнейших мировых производителей минеральных удобрений. Александр Попов, председатель совета директоров ПАО «Акрон», вспоминает, что первая экспортная отгрузка с завода в Великом Новгороде состоялась еще в декабре 1990 года, а первым зарубежным заказчиком стал партнер из Китая. Уже в начале 1992 года компания помимо Китая экспортировала продукцию в Таиланд, Германию, страны Восточной Европы и Индонезию. Сегодня экспорт составляет более 80% общего объема производства, а среди партнеров компании67 стран по всему миру. Бразилия, США, Китай, Таиланд, Франция и Бельгия лидируют по объемам поставок. В прошлом году российский производитель открыл свои офисы в Бразилии и Аргентине, начала работу дочерняя компания во Франции. В ближайших планах расширение продаж в Латиноамериканском регионе и экспансия на африканский рынок.

В рамках ПМЭФ-2019 ПАО «Акрон» и Российский экспортный центр подписали соглашение о сотрудничестве. Документ предусматривает развитие экспорта неэнергетической и несырьевой продукции, создание экспортноориентированных производств, кредитно-гарантийную и страховую поддержку производителя. А началось сотрудничество в 2018 году с заключения трехлетнего договора по финансированию экспорта компании с субсидией Российского экспортного центра. Почетное звание «Экспортер года» в компании расценивают как подтверждение успехов российского бренда на мировом рынке.

«Российская промышленность — основа экономического благополучия страны. Нужно отметить высокую роль государства в ее развитии. 422 млрд руб. —беспрецедентный объем средств — будет выделено в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» на поддержку промышленности. Наши производители уже показывают высокие результаты. Для российской экономики очевидна необходимость развития экспорта в первую очередь несырьевого, неэнергетического. И российские компании уже делают уверенные шаги по освоению иностранных рынков. Весомый вклад в продвижение отечественной продукции за рубеж вносит и Северо-Западный федеральный округ. Именно для поддержки и развития экспортного бизнеса, поощрения лидеров экспортной деятельности, тиражирования лучшего опыта в сфере международной торговли и была учреждена премия «Экспортер года», — сказал Андрей Слепнев,генеральный директор АО «Российский экспортный центр».

Помимо отраслевых номинаций, предприятия малого и среднего бизнеса подавали заявку на соискание премии «Прорыв года». Действительно прорывом на экспортном рынке эксперты называют производителя мебели ООО «Прагматика Сервис» из Калининградской области. Александр Коржин, директор ООО «Прагматика Сервис», рассказывает, что работу по развитию экспорта в компании начали всего 3 года назад, уже через год после старта отправили в Европу первый грузовик мебели. Сегодня производят и продают в среднем по 15 грузовиков в месяц, а к середине 2020 года планируют удвоить объем поставок. В перспективе хотели бы выводить на экспортный рынок более дорогие образцы продукции. Для этого компании потребуются новые каналы сбыта, ориентированные не на оптовиков, а на конечного потребителя.

Для развития экспорта компания воспользовалась программами субсидирования транспортных расходов и выставочной деятельности, наибольшим подспорьем стала частичная компенсация транспорта. Существенно повлиять на динамику бизнеса, по мнению компании, могли бы программы по финансированию оборотного капитала, направленного на закупку сырья для экспортных продуктов. Ставки и сроки такого финансирования должны быть приближены к условиям, в которых работают западные и восточные конкуренты наших производителей, сейчас российский сегмент бизнеса в этом смысле очень проигрывает. В компании, несомненно, довольны номинацией на звание «Экспортер года» и надеются конвертировать общественное признание в качественные показатели бизнеса.