Зачем госфонд стал изучать соцсети заемщиков-бизнесменов

Свердловская область получила больше всего федеральных денег на нацпроект по развитию малого бизнеса. Как госструктура внедряет цифровые технологии рассказывает Валерий Пиличев, замдиректора Свердловского фонда поддержки предпринимательства.

— Вы неоднократно заявляли в предыдущих интервью, что вам удалось сократить объем запрашиваемых у предпринимателей документов для получения финансовой поддержки вдвое. За счет чего?

 — Одно из направлений финансовой поддержки — займы для предпринимателей, которые предоставляет фонд как микрофинансовая организация. В 2018 году ЦБ установил новые требования для МФО, которые подразумевают большой объем отчетности. Мы понимали, что теми силами, которые у нас есть, и теми методами, когда все делается вручную, с этим не справиться. Тогда мы решили, что нужно автоматизировать максимум процессов, тем более что на рынке появился ряд предложений и технологий, которые позволяли это сделать. Например, технология «Кредитный конвейер», над запуском которого мы сейчас работаем.

Эта программа запрашивает и аккумулирует документы из разных баз данных. Скажем, с Росреестра, ЕГРЮЛ, баз ФНС, УФМС, Контур. Фокуса и других. У программы это занимает 10 секунд. Соответственно, нам уже не требуется запрашивать эти сведения с заёмщиков, а им — заполнять вручную web-формы, что минимизирует возможность ошибок. Мы посчитали, что так можем собрать примерно 50% от того объема документов, которые раньше требовали от клиентов.

— Нельзя автоматизировать сбор документов полностью?

— В идеале можно. Но всегда есть две чаши весов. На одной из них — риски, на другой — залоги и документы. Сейчас по большинству наших продуктов ставка равна ключевой ставке ЦБ, 7,5% —пожалуй, это самые дешевые на рынке деньги для бизнеса. Чем меньше документов, тем меньше у нас информации о клиенте, соответственно выше риски. И как следствие, будут расти ставки, а этого допустить нельзя. А если заемщик перестанет платить и придется обращаться в суд, при отсутствии бумажных документов могут возникнуть технические трудности.

— Уральские СМИ в прошлом году много писали о том, что фонд вводит скоринг по соцсетям, чтобы анализировать заемщиков. Как вы внедряете эту технологию и на какой стадии она сейчас находится?

— Проверка по соцсетям «зашита» в «Кредитный конвейер», и сейчас мы только начали этот механизм тестировать. Подчеркну, что скоринг не носит решающего характера — это просто подсказка. Нельзя со стопроцентной гарантией рассматривать информацию в социальных сетях как стоп-фактор, но она может дать направление, в котором стоит внимательнее проанализировать заёмщика.

— Наверное, для многих регионов актуален вопрос диспропорции развития областного центра и отделенных территорий. Помогают ли как-то цифровые технологии решить эту задачу?

 — Протяженность Свердловской области с севера на юг более 500 километров, конечно для нас это накладывает определённую специфику в работе. Уже несколько лет мы ведем приём заявок онлайн, через личный кабинет. Но мы также понимаем, что в маленьких городах важно, чтобы был живой человек, к кому можно обратиться: уровень доверия к знакомой, допустим, Наталье Александровне гораздо выше. Именно поэтому у нас в области работают 44 муниципальных фонда поддержки предпринимательства, чтобы контролировать их работу в управленческих округах мы открыли представительства областного фонда. Сейчас разрабатываем для сотрудников представительств мобильные рабочие места (SMART-приложение), когда на телефонах или планшетах у специалистов будет доступ ко всем программам, которые необходимы для экспертизы заявок и подписания документов.

— Используются ли современные технологии для сбора обратной связи от бизнеса?

 — Мы ценим конструктивную критику со стороны бизнеса, потому что она позволяет нам выявлять слабые места в работе и становиться лучше. Например, я каждые две недели веду прямые эфиры в инстаграмме, чтобы ответить на актуальные вопросы. Можно написать в онлайн-чат на нашем сайте, позвонить на нашу горячую линию да и просто прийти к нам в фонд. Потому что несмотря на развитие технологий, многие предприниматели предпочитают личное общение.