4 июля 2019

«Экспортер года» шагает по стране

8 мая было подписано постановление Правительства Российской Федерации об учреждении Всероссийской премии в области международной кооперации и экспорта «Экспортер года». На вопрос, зачем Правительство учредило такую высокую награду, ответил генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Андрей Слепнев.

 — Для российской экономики очевидна необходимость развития экспорта, в первую очередь несырьевого неэнергетического. Премия была учреждена для поддержки и развития отечественного бизнеса, ориентированного на экспорт. Нам важно отметить «чемпионов» экспортной деятельности, признать на государственном уровне их достижения.

Мы видим, что все больше компаний из разных регионов страны успешно поставляют свою продукцию и технологии на экспорт, ведь российская продукция за рубежом пользуется большим спросом. Наш конкурс — это не только возможность поощрить экспортеров, но и мотивировать тех, кто пока не решается включиться в процесс международной торговли.

 — Каковы правила проведения Премии?

 — Соискателями Премии могут стать как крупные предприятия, так и компании малого и среднего предпринимательства. Премия присуждается в следующих номинациях: «Экспортер года в сфере промышленности», «Экспортер года в сфере агропромышленного комплекса», «Экспортер года в сфере услуг», «Экспортер года в сфере высоких технологий».

Помимо отраслевых номинаций каждый соискатель Премии может подать заявку на участие в номинации «Прорыв года» для МСП и «Новая география» для крупного бизнеса. Премия проводится на конкурсной основе в два этапа. Подать заявку на участие в окружном этапе Премии «Экспортер года» можно на сайте Российского экспортного центра, заполнив электронную анкету. Электронные анкеты позволяют обеспечить простоту и прозрачность. Анкеты будут автоматически рейтинговаться. Это в свою очередь позволяет избежать влияния человеческого фактора при анализе анкет участников. В анкете мы проверяем оценку экспортной деятельности, а именно: объем экспорта продукции, долю экспорта в общей выручке компании. Экспортеры также оцениваются в том числе по наличию обязательных документов, подтверждающих прохождение процедур оценки соответствия продукции требованиям зарубежных рынков.

Дополнительные баллы экспортеры получают, если имеют зарубежные товарные знаки, а также наличие сервисов поддержки продукции за рубежом/гарантийного постпродажного обслуживания/офисов продаж. Большое значение уделяется уровню экспортной активности (появления новых стран для экспорта, динамики роста количества иностранных клиентов, расширения экспортной номенклатуры). Приоритет также отдан оценке международного продвижения, а именно: наличия международных наград и премий, наличия рекламы на иностранных языках, участия в международных выставках, конференциях, форумах, использования международных электронных торговых площадок.

На начальном этапе у экспортеров запрашивается минимальный пакет документов — электронная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Экспортные данные, представленные соискателями Премии, дополнительно верифицируются в регионах.

Для нас очень важно, что компании-экспортеры нашли в себе силы, энергию, таланты и амбиции идти на внешние рынки, предлагать свою продукцию, продвигать себя, свои идеи, а значит, продвигать нашу страну.

 — Сколько уже компаний подали заявки для участия в конкурсе?

 — Порядка 800. На данный момент мы провели уже два окружных этапа в ЮФО и СЗФО. Важно отметить, что Премию отличает широкая география: более тысячи экспортеров со всей страны смогут побороться за звание экспортера года каждый в своей номинации. Принятым постановлением Правительства создана стройная архитектура Премии: лучших экспортеров будут определять на региональном уровне, субъекты Федерации смогут предложить своих экспортеров на конкурс в рамках окружного этапа Премии. А лучшие из лучших встретятся на федеральном уровне и в конце 2019 года будут награждены в Москве на Международном экспортном форуме «Сделано в России» при участии первых лиц государства.

 — Уровень активности экспортеров в Премии высок. Можно ли сказать, что мы стали свидетелями сформировавшейся моды на экспорт?

 — Особенность нашего времени — формирование новых приоритетов, новых вызовов и новых подходов к решению проблем, возникающих перед Россией. И если мы говорим про экспорт, то это совсем не прежняя парадигма «догнать и перегнать». Сегодня экспортерам для успеха на мировом рынке необходимо динамично осваивать новые навыки, предлагать нестандартные для себя решения, выигрывая конкуренцию у довольно активных зарубежных производителей. Говоря сегодня про российский экспорт, мы фиксируем, что традиционные алгоритмы развития экспортной деятельности уже неактуальны. Повышение конкурентоспособности — единственный путь к этой цели. И только лучшие компании, прошедшие тернистый путь к успеху, становятся победителями Премии «Экспортер года». С уверенностью можно сказать: именно на них стоит равняться остальным. Таким образом, Премия — это уникальная с точки зрения географии участников и формата проведения инициатива. Привлекая все большее число компаний к участию в таком конкурсе, мы создаем добрую традицию ежегодного проведения Премии и, соответственно, постоянного развития экспортной отрасли в целом.