Старший вице-президент — директор дирекции среднего и малого бизнеса Промсвязьбанка Александр Чернощекин рассказал РБК о том, почему главный оборонный банк работает с малым и средним бизнесом, о проблемах в сфере инвестиционных кредитов и о внедрении онлайн-кредитов.
— Горячая тема — ставка для конечного заемщика по программе льготного кредитования. Сейчас она около 8,5%. Целесообразно ли снижение ставки и до какого уровня?
— Вопрос не в целесообразности, а в возможности. Механизм по ставке работает следующим образом: мы выдаем деньги по фиксированной ставке, а потом нам компенсируют часть средств. Снижение ставки возможно только в том случае, если нам увеличат размер компенсации, что, скорее всего, не произойдет, потому что в бюджете заложена фиксированная сумма. Второй вариант: если в экономике упадут ставки и стоимость привлечения. Потому что мы берем стоимость привлечения, добавляем субсидию — получаем финальную ставку. По мере снижения ключевой ставки и ставка для конечного заемщика может снижаться. Пока она находится на равновесном уровне, только недавно пересекла прибыльную.
Нам выделили 100 млрд руб., чтобы субсидировать кредиты примерно на 1 трлн руб. Банки заявились на сумму только 200 млрд руб. — даже оптимистично настроенные банки не понимают, как выдать 1 трлн руб. по этой ставке. Это говорит о том, что цели по охвату кредитами, скорее всего, не будут реализованы. Но если эти же 100 млрд руб. применить к кредитам на сумму не 1 трлн руб., а на 500 млрд руб., тогда и ставку можно субсидировать до 6%. Мы видим на примере субсидирования ставок для сельхозпроизводителей — она пользуется гораздо большей популярностью. И это стимулирует спрос сельхозпредпринимателей и товаропроизводителей.
— С чем связано, что кредиты не выбираются по плану?
— В программе изначально были зашиты достаточно серьезные ограничения с точки зрения целей, с точки зрения оборотного финансирования и инвестиционного кредитования, есть ограничение по отраслям, которые можно финансировать, долям каждого региона, микробизнеса. В мае программу поправили, поэтому мы ожидаем, что во втором полугодии объем выборки будет больше. Но глобально, на наш взгляд, правил должно быть гораздо меньше.
— А за май изменения видны?
— Да, динамика идет. Банки до изменения правил придерживали оборотные кредиты, чтобы догнать инвестиционными кредитами все нормативы. Но инвестиционные кредиты всегда меньше, чем на оборотные цели. Если у государства есть цель стимулировать рост объемов производства или торговли в малом бизнесе, то тут не надо привязываться к целям. 1 трлн руб. на выдачу кредитов в этом году — это на самом деле 20% всего кредитного портфеля малого и среднего бизнеса. Это не так много.
— То есть из-за того, что правил было слишком много, были проблемы не только с этими кредитами, но и с оборотными?
— Если ты не выбрал число инвестиционных кредитов, то оборотные выдавать не можешь. Об этом все предупреждали организаторов — что существует слишком много условий, — но они хотели попробовать. В результате они увидели, что программа не выполняется, и за полтора месяца скорректировали постановление правительства.
Вообще, можно было бы пойти экономическими мерами, а не административными. Например, 9,5% для оборотных кредитов и 4% — для инвестиционных. Не ставить ограничения, а регулировать ставку, чтобы инвестиционные кредиты были выгоднее для клиентов, чем оборотные.
— Компании каких еще отраслей можно было бы присоединить к программе?
— Можно сделать целевую программу для торговли. Сейчас торговля во всех программах субсидирования поражена в правах, ее никто не любит, ее исключают.
Торговля в малом бизнесе занимает 60% в экономике страны, если добавить сервис — то больше 70%. Глобально есть значительное количество людей в торговле, которые были бы готовы инвестировать, если бы для них сформировали нормальные условия. Если ты занимаешься торговлей, начинаешь что-то строить, открывать производство — вот тебе конкретная поддержка под инвестиционную часть и под основную часть.
— Что мешает малому бизнесу в России?
— Рынки сбыта ограничены, три года не растут доходы. Малый бизнес наиболее близок к потребителям, физическим лицам и доходам населения. Стагнация доходов населения прежде всего тормозит развитие малого бизнеса. Чем чаще люди путешествуют, ходят в магазин, парикмахерскую, организуют праздники, тем лучше развивается малый бизнес. Доходы населения — это главное, что влияет на выручку. Если есть выручка, то есть за счет чего развиваться. Это про развитие, а вторая часть — ограничения. Это административное давление на бизнес, избыточное регулирование.
Каждый квартал мы с «Опорой России» опрашиваем 2,5 тыс. предпринимателей. Мы делаем PMI для малого бизнеса, он называется RSBI (Russia Small Business Index). Среди ограничений для развития на первом месте сами предприниматели называют ограничение потребительского спроса. И по индексу мы видим, что два года подряд предпринимательская активность падала ниже 50 пунктов, уходила в стагнацию именно на прогнозах по продажам и на ожидании пенсионной реформы и НДС.
Индекс показывает, что страхи прошлого года относительно НДС и пенсионной реформы не оправдались, инфляция сильно не выросла и продажи не упали так, как могли бы, поэтому произошел естественный отскок. Второй популярный ответ — излишнее регулирование и барьеры. Третий — доступность финансирования и отсутствие квалифицированных кадров.
— Как вы видите ситуацию в сфере кредитования малого и среднего бизнеса в ближайшие два года?
— Доступность финансирования ведет себя очень хорошо, ставки снижались в последние три года, банки активно кредитуют. Кредитные портфели растут двузначными темпами последние три года. Поэтому доступность и стоимость денег будет улучшаться в ближайшие два года.
Если говорить об онлайн-кредитах, этими небольшими кредитами от 1 млн до 3 млн руб. на 70% воспользовались предприниматели, которые никогда раньше не брали кредиты. Причем у нас база клиентов за год увеличилась на 50%.
— Будете ли вы делать продукты для самозанятых?
— С самозанятыми вопрос, к кому они ближе: к физическим лицам или к малому бизнесу. У них небольшая выручка, очень небольшая потребность в банковских продуктах. Они как фрилансеры получают небольшую выручку для себя, и кредитование для них не очень востребовано. Карты — да, но их можно использовать как физическое лицо.
— Для самозанятых обычные кредитные карты выгоднее с точки зрения ставок?
— Для самозанятого сейчас выгоднее обслуживаться как физическому лицу, поскольку каждая транзакция там стоит дешевле.
— Какие направления поддержки малого и среднего бизнеса представляют наибольший интерес для банка?
— Мы являемся трибунами цифровой революции в кредитовании малого бизнеса, потому что в сфере платежей и расчетов она уже произошла. Все расчеты юридических и физических лиц уже давно в телефоне и в интернете, без документов. А в кредитовании все по-другому. Банки запрашивают пакет документов, и начинается процесс оценки. Сейчас мы инвестируем средства в онлайн-модель принятия решений, без документов от клиента и без людей.
Не будет кредитных аналитиков, риск-менеджмента, продавцов. Мы от своих клиентов вообще не запрашиваем никакие документы. Мы собираем данные на рынке и внутри банка: какая у них платежная дисциплина, как они платят налоги, зарплату, какая у них репутация как поставщиков. Исходя из этого модель генерирует автоматическое кредитное предложение и выгружает его в интернет и мобильный банк, и у клиентов появляется функция «получить деньги» нажатием одной кнопки. Это быстрый автоматический процесс. Если раньше кредитный процесс занимал две недели или больше, то сейчас он не занимает практически ничего. Клиент нажимает кнопку, выбирает сумму, нажимает согласие, и деньги перечисляются на счет.
Сейчас мы тестируем это решение и для внешних клиентов. Мы предлагаем им загрузить данные из онлайн-бухгалтерии в электронном виде или предоставить выписку из другого банка. После этого решение принимается автоматически, и мы присылаем ссылку на открытие расчетного счета у нас.
— Какие еще у вас есть онлайн-продукты и какие еще появятся?
— Будем увеличивать лимит по онлайн-кредиту Промсвязьбанка «Всё просто!». Сейчас он 5 млн руб., будет больше.
Кроме того, когда мы начали делать онлайн-кредитование без документов, мы поняли, что ЦБ заставит нас сформировать 50-процентный резерв по таким кредитам. Мы пришли в ЦБ, показали наши модели, которые дают лучший результат, попросили внести правки в инструкцию. ЦБ нас услышал и за полгода изменил инструкцию. Ту же самую работу мы сейчас ведем с налоговой. Мы пытаемся вовлечь в процесс различные общественные организации вроде «Опоры России», договориться, чтобы нам дали доступ к налоговой отчетности с согласия клиента. Тогда мы сможем получать данные напрямую из налогового органа, принимать решение без клиента и приходить к нему уже с готовым решением. Мы сэкономим на своих кредитных аналитиках, клиент — на своих бухгалтерах, на их времени, потому что не нужно будет готовить документы для банка. Все будут в выигрыше. Здесь мы сможем принимать решение уже на 50, 100, 150 млн руб. Остается кусок, связанный с залогами, потому что это отдельная история, требующая большого пакета юридических документов, их оценку. Но мы в этой области тоже начали готовить решение под названием «Онлайн оценка залога», «Онлайн оформление залога», «Онлайн регистрация залога», чтобы весь цикл кредитования был онлайн и позволял нам существенно экономить на себестоимости кредитования.
— Перед Промсвязьбанком стоит цель перейти полностью на онлайн-кредитование?
— Наша цель — революция в онлайн-кредитовании малого и среднего бизнеса. За пять лет мы хотим максимально отказаться от работы риск-менеджеров, аналитиков, частично продавцов и оставить их только в очень крупных сегментах, где совершаются очень большие сделки. Но и там будет только электронная документация и никакой бумаги.
— Почему вы работаете с МСБ, если вы опорный банк оборонно-промышленного комплекса?
— В нашей стратегии и на всех встречах руководителей банка с первыми лицами страны отдельно подчеркивается, что банк является опорным для обслуживания гособоронзаказа и одновременно он является универсальным банком и развивает все направления бизнеса: обслуживание розничных клиентов, малого бизнеса, крупного бизнеса и гособоронзаказа. С точки зрения экономики и рынка это решение обоснованно, потому что, когда ты работаешь в рыночной среде, ты лучше понимаешь продуктовые потребности клиентов, находишься в конкурентном поле, совершенствуешь свои продукты, у тебя и размер выручки гораздо больше, и размер инвестиций гораздо больше. Ты можешь предлагать всему ряду клиентов, включая ОПК, новейшие рыночные разработки. А если сосредоточиться на одном куске, ты начнешь от рынка сильно отставать, потому что чем выше масштабы организации, тем лучше чувствуешь рынок, больше генерируешь выручки и возможностей для инвестиций. Поэтому рыночное направление у нас занимает весомую долю, и оно продолжит развиваться. А малый бизнес — это один из флагманов инновационных направлений.