Mastercard о развитии платежной индустрии и создании удобных решений для россиян

Российский сектор финансовых технологий в сфере платежных услуг будут определять несколько тенденций, рассказал глава Mastercard в России Алексей Малиновский. Он выступил на специальной сессии РБК «Деньги будущего: новые вызовы и возможности», которая прошла 7 июня во время Петербургского международного экономического форума. Участники дискуссии говорили о новых продуктах, которые представят их компании в ближайшее время, прогнозировали, какие финансовые проекты станут наиболее успешными в будущем, и неоднократно утверждали, что российский рынок — один из самых развитых в части банковских технологий.

Интернет вещей
«Можно ожидать, что практически каждое подключенное к интернету устройство будет обладать платежным функционалом. Ваш холодильник сможет сам оплачивать продукты, машины — парковку и т. д.», — заметил Малиновский, говоря о первой тенденции — развитии интернета вещей (или сети физических предметов, которые постоянно используются в быту, но теперь подключены к интернету и взаимодействуют между собой). Согласно исследованию, которое недавно провела Mastercard в России, около 70% опрошенных поддерживают внедрение технологий оплаты различными «умными» устройствами.

«Мы не карточная компания, мы технологическая компания, которая работает в сфере платежей, — добавил Малиновский. — C Mastercard в России появляются лучшие мировые технологии и уже сейчас в России есть достойный выбор и возможность платить различными устройствами». По его словам, Mastercard — первая компания, которая запустила в России платформу токенизации, на основе которой развиваются платежи смартфонами и другими гаджетами. В результате по данным платежной системы в 2018 году Россия оказалась на первом месте в мире по числу бесконтактных и токенизированных транзакций. «У россиян сформировалась привычка платить бесконтактно и с помощью смартфона, например, с Apple Pay, Google Pay или Samsung Pay», — заметил Малиновский.

На Петербургском форуме Mastercard вместе с Xiaomi анонсировала запуск цифрового платежного сервиса Mi Pay. Со стороны китайской корпорации документ подписал Лю Ли, глава технологического подразделения Xiaomi Financial. В 2008 году Mastercard первой на рынке ввела в России бесконтактную технологию оплаты картами, а в 2012 году — смартфонами, а также раньше других платежных систем представила технологию токенизации. «Партнерство с Xiaomi — еще один вклад в развитие платежной индустрии и создание удобных решений для россиян», — добавил Малиновский.

Биометрическая система
Второй тренд, который выделил Малиновский, — максимальная простота в проведении платежей при неизменно высоком уровне безопасности. «В этом будут очень помогать биометрические решения, которые позволят больше не запоминать большого количества паролей», — подчеркнул он.

На российском рынке с июля 2018 года уже создана по запросу ЦБ единая биометрическая система. Клиенты проходят идентификацию и в одном из банков, присоединившихся к программе, оставляют свое фото и слепок голоса. После этого они могут удаленно получать банковские услуги во всех финучреждениях, участвующих в обмене биометрической информацией.

«Сейчас многие брокерские счета можно открывать дистанционно. Это значит, что через два-три года люди смогут открыть любой счет, не выходя из дома», — добавил старший вице-президент Тинькофф Банка Артем Яманов.

Удаленная идентификация будет применяться все в большей степени, уверена директор департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина. «Важно помнить, что метод платежа выбирает клиент, а задача рынка — предоставить ему максимально возможный спектр», — подчеркнула Бакина. По ее словам, сейчас одна из основных тенденций на этом рынке в России — это развитие системы переводов по номеру телефона, которую Центробанк запустил с конца февраля 2019 года.

«Система развивается очень быстро. Сейчас в ней уже 15 банков, общее количество платежей составило около 600 тыс. на сумму примерно 5 млрд руб.», — заметила директор департамента ЦБ. По ее словам, в целом в платежном секторе «колоссальная динамика»: по итогам первого квартала 2019 года ЦБ зафиксировал выпуск почти 273 млн карт, по которым было проведено 9 млрд операций на сумму около 20 трлн руб. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 30%.

Fintech API
Технологии вторичны и не являются определяющими, уверена Татьяна Жаркова, управляющий директор Ассоциации ФинТех: «Определяющие тренды — это так называемые три „К“: клиентоцентричность, контекстуализация, когда финансовый продукт встраивается в получение сервиса, и соединение конкуренции и кооперации — или конкуренция, предполагающая, что компании вынуждены взаимодействовать и создавать единую инфраструктуру и экосистему».

Она также отметила развитие системы fintech API — механизма интеграции, который позволяет обмениваться данными по специальному защищенному каналу. Например, с помощью такого канала можно напрямую передавать в Сбербанк зарплатные реестры. «Открытый API выводит отношения с клиентом на качественно новый уровень и позволяет быстрее предоставлять свои услуги», — согласилась Бакина.

Через несколько лет в России будет неоднородный рынок платежных систем, уверен Яманов: сохранятся платежи картами и смартфонами, но придет и модель, предполагающая платежи по QR-кодам по типу WeChat, которая сейчас существует в Китае.