4 июня 2019

РЭЦ предложит способы для развития российской креативной индустрии

Российский экспортный центр обсудит проблемы развития и экспорта отечественной креативной индустрии на Петербургском международном экономическом форуме 7 июня. Совместно с представителями отрасли РЭЦ определит дальнейшие точки роста и основные проблемы сферы.

Повестка сессии

Креативная индустрия — это искусство, дизайн, музыка, кино, анимация, телевидение, книги, художественные промыслы, новые медиа, фестивали, продукты виртуальной и дополненной реальности, компьютерные игры. Сегодня это сектор бизнеса, который по всему миру вносит значимый вклад в ВВП различных стран. Уже в 2012 году международный рынок в этой сфере составил $ 547 млрд.

РЭЦ занимается развитием экспорта продуктов и услуг креативной индустрии уже более двух лет, рассказал РБК глава РЭЦ Андрей Слепнев. На базе РЭЦ была создана платформа для кооперации с индустрией. Пока основной бизнес, которому оказывает помощь РЭЦ — сфера производства контента: сериалы, фильмы и мультфильмы. Теперь центр нацелен расширить этот список.

В целом, сфера все еще остро нуждается в профильном законодательстве, заметил Слепнев. Так, до сих пор не определено понятие сектора креативных индустрий, нет четкой стратегии по развитию экспорта продуктов и услуг, создающихся в этой сфере. Кроме того, негативно сказывается слабое развитие малого и среднего бизнеса, рассказал глава РЭЦ. Например, в США доля малого бизнеса в этом секторе достигает 50−60%, в Китае — 55%, в Европе — 70%, в Канаде — 90%, а в России только 15−20%.

Среди задач РЭЦ, указывает Слепнев, прописать понятия и стратегию для развития креативной индустрии в законодательстве, поддержать развитие креативных кластеров и бизнес-инкубаторов.

Уже сейчас РЭЦ оказывает информационно-аналитическую, консультационную поддержку, создает программы по работе с международным профессиональным сообществом в этой сфере, разрабатывает меры государственной поддержки, льготных кредитов и налоговых преференций для успешных компаний (объем экспортных cделок свыше $ 1 млн в год).

Документ для отрасли

Год назад все шаги, которые будут подробно обсуждаться на сессии, РЭЦ совместно с отраслью удалось прописать в федеральном проекте «Экспорт услуг» в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Инфраструктура для индустрии должна быть создана за 3−5 лет, полагает Слепнев.

Помимо уже перечисленных целей, документ направлен на привлечение иностранных инвестиций в отрасль, помощь в адаптации российских продуктов под требования международных рынков и т. д.

Среди других мер, которые РЭЦ обсудит на сессии, — снижение таможенных пошлин на технику для создания высокотехнологичных разработок и контента, помощь в защите интеллектуальной собственности и регистрации товарных знаков за рубежом, маркетинговая поддержка, организация деловых миссий, привлечение в страну крупных международных отраслевых мероприятий. РЭЦ также активно поддерживает участие отрасли в различных международных мероприятиях. В том числе, благодаря активной работе РЭЦ в этом направлении, в 2019 году в страну удалось привлечь крупнейшее международное мероприятие отрасли — съезда кинокомиссий и крупнейших продакшн-студий — «Синепозиум», который пройдёт уже в сентябре в Санкт-Петербурге.

Экспорт креативной продукции может положительно сказаться и на смежных сферах. Так, популярность российских мультфильмов привлекает на международные рынки игрушки, одежду, аксессуары, продукты питания с изображением героев и т. д. Кроме индустрии контента уверенно на международном рынке чувствуют себя российские IT-компании: «Яндекс», Mail.ru и Kaspersky Lab входят в десятку самых крупных IT-компаний в Европе. Экспорт программного обеспечения приносит России более 4 млрд долларов в год.

Глобальный рынок

Главная особенность креативной индустрии — ее космополитичность. Несмотря на региональные особенности той или иной страны производителя, практически любой качественный продукт готов к тому, чтобы знакомить с ним зрителя или пользователя во многих странах мира, подчеркнул Слепнев. Более того, невыгодно производить контент в этой сфере, ориентируясь только на локальный рынок.

Сессия РЭЦ призвана продолжить диалог с бизнесом о том, каких мер и в какой срок ждёт индустрия, чтобы полноценно реализовать свой потенциал. Среди выступающих: заместитель Министра экономического развития Тимур Максимов, член Коллегии (Министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина, основатель Модного Дома KOGEL Ася Когель, президент Ассоциации анимационного кино России Илья Попов, председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева, генеральный директор, «ВЭБ-инновации» Олег Теплов, сооснователь, член совета директоров Aizel.ru Айсель Трудел, генеральный директор Fibrum Илья Флакс, директор Universal University Екатерина Черкес-Заде, старший вице-президент по коммуникациям Фонда «Сколково» Александр Чернов, основатель компании «Моторика» Илья Чех.