23 мая 2019

Несырьевой экспорт изменит структуру российской экономики

Экспорт несырьевых товаров и услуг преобразует российскую экономику, а программа субсидий для поставщиков привлечет в экспортную сферу 7 трлн руб. к 2024 году. Об этом сообщил заместитель министра промышленности и торговли на круглом столе по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт».

Первые итоги национального проекта «Международная кооперация и экспорт» подвели чиновники и представители бизнеса на круглом столе 16 мая. К 2024 году правительство потратит на поддержку для экспортеров почти 1 трлн руб., рассказал замглавы Министерства промышленности и торговли Василий Осьмаков.

Эти деньги должны помочь более тысячи компаний, которые занимаются экспортом товаров и услуг. Из них 361 млрд руб. пойдет на субсидирование льготных кредитов. Это позволит привлечь в отрасль 7 трлн руб. кредитных денег, указал Осьмаков.

Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» действует с начала 2019 года, его основная цель — увеличить экспорт несырьевых товаров почти в два раза, до $ 250 млрд. Нацпроект состоит из пяти федеральных проектов: «Промышленный экспорт», «Экспорт продукции АПК», «Логистика международной торговли», «Экспорт услуг» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта».

В 2018 году России уже удалось достичь $ 150 млрд руб., а к 2019 году объем несырьевого экспорта, скорее всего, превысит $ 160 млрд, сообщил представитель Минпромторга. Из этих $ 250 млрд примерно $ 100 млрд должно приходиться на экспорт услуг, $ 50 млрд — на машиностроение и порядка $ 45 млрд — на продукцию аграрного комплекса, уточнил Осьмаков.

Отдельно Осьмаков подчеркнул, что правительство продлило сроки отбора в проект по поддержке компаний, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК). Теперь заявку можно подать до 15 июня. «КППК с бюджетом 327 млрд руб. — самая большая и мощная программа поддержки промышленности на ближайшие шесть лет. Это единственный проект, который должен изменить качество экономического роста», — указал замминистра.

Оператор программы субсидирования кредитов и основной распределитель средств для помощи компаниям-экспортерам — Российский экспортный центр. Генеральный директор Андрей Слепнев также принял участие в круглом столе.

Сейчас крайне важно трансформировать государственную политику поддержки таким образом, чтобы направить ее на конкурентоспособную продукцию, указал он. Этим активно занимаются Минпромторг и Министерство сельского хозяйства, добавил Слепнев.

Спикер подчеркнул, что национальный проект по развитию экспорта должен трансформировать всю структуру экономики в России. При этом Слепнев заметил, что добавленная стоимость услуг в 2−3 раза выше, чем у товаров. «Уже сейчас Россия реализует свой потенциал по всем видам транспортных услуг: железнодорожным перевозкам, морским и воздушным перевозкам. Есть запрос на цифровые решения, все, что связано с космосом. Есть что предложить России в сфере медицины, здравоохранения, городской экономики», — указал он.

Среди других льгот — возмещение логистических затрат. В 2019 году бюджет на эту сферу вырастет с 5 млрд до 14 млрд руб. Предусмотрены субсидии и на продвижение бренда, выставки и патентование за рубежом.

Сами бизнесмены на круглом столе указали, что частично нежелание предпринимателей работать на экспорт связано с административными препятствиями. Например, система валютного контроля за экспортом носит «карательный» характер, полагает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян. Также существуют проблемы с признанием российских сертификатов на международном рынке. У страны нет договоренности о взаимном признании таких документов со многими странами.

Пожелания предпринимателей будут учтены, подытожил Осьмаков: в октябре 2019 года Минпромторг представит вторую «дорожную карту» по реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».

Кроме того, на пресс-конференции обсуждалась необходимость проведения опроса среди экспортно ориентированных представителей бизнеса. Опрос

проводится, чтобы оценить готовность компаний рассматривать экспортную деятельность как перспективную стратегию развития предприятий. Поучаствовать в исследовании можно на сайте РЭЦ.