29 декабря 2018

Владимир Якушев:
«Все будут играть по новым правилам»

Каким был 2018 год для строительной отрасли, о реформе долевого строительства, новых вызовах, целях и задачах рассказал глава Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Владимир Якушев.
— Для строителей 2018 год, можно сказать, начался весной, когда президент Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию поставил ряд задач: выйти на уровень ежегодного строительства 120 млн кв. м к 2024 году, сделать жилье более доступным, а города — более комфортными. Позднее эти задачи были конкретизированы в майских указах. С чего Минстрой начал выполнение указов, что самое главное?

 — Президентом были поставлены четкие задачи и конкретные сроки. В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» есть четыре федеральных проекта, которые имеют целевые показатели. Работу над выполнением Минстрой начал с подготовки технических паспортов по каждому из федеральных проектов — это очень большая и серьезная аналитическая работа. Решения о том, какие пункты должны быть записаны в паспорт национального и затем федеральных проектов, принимались на межведомственном уровне. Мы должны были четко определить те ресурсы, которыми обладаем, четко понимать, какое правовое регулирование необходимо для достижения поставленных целей. В итоге за несколько месяцев была сформирована дорожная карта, составление которой потребовало колоссальных усилий не только Минстроя, но и многих других ведомств. Но это только начало пути, еще большая работа предстоит по выполнению каждого из пунктов дорожной карты, чтобы к 2024 году прийти к достижению цели.

— Банкротство одного из крупнейших застройщиков в Подмосковье — стало ли это причиной реформы долевого строительства, которая началась в России в 2018 году и которая подразумевает переход на проектное финансирование стройки с 1 июля 2019-го?

 — Вы знаете, решение о переходе на систему проектного финансирования было принято еще до того момента, как состоялось банкротство Urban Group. Но это событие только подтвердило, что реформа назрела, что мы на правильном пути и что мы должны перейти на систему эскроу-счетов именно с 1 июля 2019 года. Не позже! Иначе таких резонансных событий может быть больше.

— Продолжая разговор про реформу долевого строительства — в конце декабря 2018-го Госдума и Совет Федерации приняли ряд поправок о переходе на проектное финансирование. Президент их одобрил. Что в себе заключают эти новеллы?

 — Реформа долевого строительства началась с 1 июля 2018 года, планировалось, что переходный период продлится до 1 июля 2019-го. Однако в рамках реализации реформы возникло достаточно много технических моментов — как со стороны банков, так и со стороны застройщиков, — которые потребовали конкретных законодательных разъяснений.

Также потребовалось уточнить и законодательно закрепить, какие именно проекты жилого строительства должны перейти на проектное финансирование, можно ли разрешать возводить новостройки по старой схеме, если разрешение на строительство было получено ранее или нет. Последние поправки в этом вопросе поставили точку: с 1 июля 2019 года — только проектное финансирование. Все застройщики будут играть по новым правилам.

— Но ведь со стороны застройщиков мы слышим противоречивые отзывы о том механизме строительства и реализации новостроек, который был выбран. Строители говорят, что цены на квадратные метры могут пойти вверх.

 — Сегодня делается много разных предсказаний в связи с реформой: что будет с ценами, что будет с объемами строительства, какое жилье останется на рынке.

Минстрой также анализирует ситуацию, но… нам всем нужно понять одну вещь: если не хотим в будущем получить армию обманутых дольщиков, мы просто обязаны как можно быстрее перейти на новую систему финансирования жилищного строительства. Процедура покупки и строительства жилья в России должна быть прозрачной и безопасной — это проговорили на всех уровнях власти.

С возникающими в процессе реформирования сложностями мы будет работать, пытаясь максимально их смягчить — это задача и всего правительства, и Минстроя, и исполнительных органов власти в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации. Очень важно, чтобы в переходный период — до 1 июля 2019 года — максимально четко сработали единой командой.

— Уточняющий вопрос. А банковская система выдержит финансирование тех объемов жилья, которые сегодня возводят строители, и тем более 120 миллионов, к которым мы должны выйти к 2024 году?

 — Вы правы, в 2018 году было много разговоров на предмет того, справятся или не справятся банки с объемами финансирования, сколько это будет стоить строителям. Мы видим, что банковская система постепенно готовит ресурсы, необходимые для кредитования застройщиков в тех объемах, в которых это потребуется. У коммерческих банков степень готовности разная, особенно есть сложности в региональных филиалах. Вопрос ко всем нам — и к банковскому сообществу, и к застройщикам, и к профильным министерствам, — чтобы в период до 1 июля все тонкости максимально отрегулировать.

— Еще одна резонансная для бизнеса тема: закон о реновации, который обсуждается сегодня в Госдуме, — идея распространить опыт Москвы по сносу пятиэтажек на всю Россию? Как Минстрой оценивает эту инициативу?

 — Минстрой, безусловно, за реновацию, эта программа нужна в масштабах всей страны. Реновация позволит улучшить условия очень многих людей, которые сейчас проживают в старых многоквартирных домах, не дожидаясь, когда они перейдут в категорию аварийных. Как только появится финансовая возможность масштабирования московской программы по всей стране, это необходимо делать.

— С какими показателями по объемам строительства мы завершаем 2018 год? Стоит ли пугаться сокращения объемов ввода?

 — Предварительный результат: на 1 декабря ввод жилья составил 52,2 млн кв. м — это на 3,7% ниже, чем за 11 месяцев годом ранее. Снижению объемов есть объяснение: в 2018 году вводятся те проекты, которые начинались в 2014—2015 годах, то есть в период кризисных явлений в экономике, высоких ставок по кредитам и т. д. Поэтому, объективно, пугаться снижения объемов строительства не надо. Что нужно? Спокойно и максимально эффективно работать дальше. Только тогда мы сможем достичь целевой показатель к 2024 году.