4 декабря 2018

Большая кольцевая линия метро — новый мегапроект столицы

Большая кольцевая линия метро — новый мегапроект столицы. Она соединит 19 веток метро и поможет москвичам тратить на дорогу в среднем на полчаса меньше.
Управляет строительством нового метрокольца компания «Мосинжпроект», которая с 2011 года является оператором Программы развития московского метрополитена. За эти годы на счету компании 36 новых станций и 75 км линий столичной подземки.
Проект Большой кольцевой линии является самым масштабным за всю историю метростроения в Москве, отметил в разговоре с РБК Газизуллин.
Активное строительство

Работы по созданию Большой кольцевой линии (БКЛ) ведутся с опережением графика, рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. На восточном участке будущего кольца ведется проходка левого и правого перегонных тоннелей от станции «Текстильщики» до «Нижегородской». На северо-восточном участке в оба направления построены тоннели на участке от «Рубцовской» до «Авиамоторной», продолжается проходка тоннелей между «Рубцовской» и «Стромынкой». Строительство станции «Рубцовская» планируется завершить в 2020 году, а станции «Нижегородская», «Авиамоторная» и «Лефортово» будут закончены уже в 2019 году, уточнил Хуснуллин.

Целиком весь северо-восточный участок БКЛ будет закончен к 2021 году — когда завершится строительство наиболее сложной его части со станциями «Стромынка», «Шереметьевская» и «Ржевская».

Как отметил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин, сегодня активное строительство БКЛ идет и на других участках. На юго-западе работают четыре тоннелепроходческих комплекса: от станции «Проспект Вернадского» до станции «Аминьевское шоссе» ведется строительство тоннелей обоих направлений. На западном участке возводятся левый и правый перегонные тоннели на участке от станции «Мнёвники» до «Улицы Народного ополчения». На южном участке ведется двух тоннелей — между «Каховской» и «Зюзино», а также между «Воронцовской» и «Улицей Новаторов».

На северо-западе уже в этом году планируется завершить строительство станции «Савёловская». Она стилизована под тоннель подземки — стены и платформы выполнены в виде чугунного каркаса. В ее оформлении использовали белый и серый мрамор, черный и серый гранит. «Чугунные тюбинги, используемые при строительстве станции, останутся на ней в качестве декоративных элементов и будут закрыты стеклом. Мы приняли такое решение, чтобы оставить память о том, с каким трудом строители на глубине 65 метров под землей, через шахту заносили эти чугунные тюбинги весом каждый больше тонны», — рассказал Марат Хуснуллин.

На текущий момент завершено проектирование 56 км линий и 24 станций БКЛ, рассказал РБК генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин. Ведутся работы по проектированию восточного участка от «Каширской» до «Нижегородской» и реконструкции действующего участка от «Каховской» до станции «Каширская».


Самое большое кольцо

На новом кольце метро расположится 31 станция, а его протяженность составит 70 км. Это на 13 км больше, чем у Пекинского кольца — самого большого подземного кольца в мире на настоящий момент. С БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на другие линии метро и четыре — на Московское центральное кольцо, а также на Московские центральные диаметры.

Проект Большой кольцевой линии является самым масштабным за всю историю метростроения в Москве, отметил в разговоре с РБК Газизуллин. «БКЛ радикально изменит транспортную географию Москвы. Благодаря новой линии поездки по городу станут короче и удобнее», — подчеркнул он.

Каждая площадка БКЛ уникальна. Строительство ведется в условиях непростой гидрогеологии, в водонасыщенных грунтах. Кроме того, при прохождении тоннелей необходимо учитывать существующие подземные сооружения и коммуникации. Для этого действует специальная система подземного мониторинга, с помощью которой разрабатываются комплексные предупреждающие мероприятия.

Отдельно Газизуллин отметил, что «Мосинжпроект» внимательно подходит и к дизайну будущих станций. «В отличие от большинства мегаполисов мира, где метро выполняет лишь транспортную функцию, для Москвы метро — это часть ее культурного достояния. И мы обязаны выдерживать исторический уровень, с расчетом на то, что станции, которые возводятся сегодня, в будущем также займут свое достойное место в архитектурно-художественной истории московского метро», — подчеркнул он.

Для поиска нетривиальных решений «Мосинжпроект» по инициативе мэра Москвы в 2014 году возродил практику проведения международных конкурсов на их дизайн. Архитектурный облик некоторых станций в ходе открытого голосования выбрали сами москвичи.