Дизайн как антикризисный инструмент экономики

До ситуации с распространением эпидемии, в России сложилась благоприятная среда для развития предпринимательской и инновационной деятельности в области дизайна, благодаря активной позиции сообщества и государственным мерам поддержки, внедренных в рамках отраслевых программ развития.

Индустрия дизайна набирала обороты на национальном и международном рынках, укрепляя бренд «Сделано в России» в мировом рейтинге. Помимо этого, велась подготовка к участию Москвы в международном конкурсе на получение титула World Design Capital 2024 — событие, сравнимое по масштабу с Чемпионатом Мира по футболу, шла работа и над другими проектами. Следовательно, остановка развития производственных и креативных мощностей в стране могла бы разрушить целую отрасль и ослабить национальный бренд в мировом контексте.

«Дизайн» — это отрасль, способная значительно помочь восстановлению экономики. Дизайнеры создают предметную среду — основу производственной мощности предприятий, а значит — новые рабочие места. Продвижение методов дизайн-мышления в бизнесе способствует высококачественному проектированию и преобразованию городской среды и общества, усилению экспортного и креативного потенциала страны", — говорится в официальном обращении Ассоциации Специалистов Индустрии Дизайна Правительству Р Ф.

Учитывая сложившуюся ситуацию со спадом объема отечественного производства в сфере дизайна, снижение спроса на услуги и продукты по причине падения покупательской способности населения, манипуляции заказчиков проектов по исполнению платежей за проделанную работу (при наличии договоров и актов), постепенное банкротство компаний и невостребованность профессионалов, вопрос о распространении поддержки для пострадавших отраслей стоит особенно остро.

Предложения от бизнеса в сфере дизайна можно определить стратегические и срочные, среди них:

 — создание отраслевого канала индустрии дизайна i.design.moscow в рамках IT-платформы «Московский инновационный кластер» для развитие новых форматов взаимодействия бизнеса и города, привлечения инвестиций и правовой поддержки;

 — формирование особых зон в технополисах и технопарках (designfield) для ведущих дизайнерских производств и компаний технокрафта; локализация высокой креативной индустрии, создающих не только продукты, но и технологическую оснастку; создание всероссийской библиотеки инновационных материалов и технологий в области дизайна (как Material ConneХion);

 — введение всероссийской системы микрогрантов по примеру Сколково, когда любой малый и средний производитель, инициирующий разработку и производство нового продукта, получает услуги промышленного дизайна за счет финансирования профессиональных исполнителей со стороны государства. Выбор специалистов обеспечивают профильные органы (Союз Дизайнеров России, Ассоциация Специалистов Предметного Дизайна, Гильдия производителей, поставщиков и специалистов индустрии дизайна при МТПП и др.). В результате инициатор получает создание продукта, а государству возвращается часть прибыли;

 — пересмотреть НДС для производственных предприятий до 10%, что привлечет в отрасль инвесторов и позволит ей быстро встать на ноги после пандемии. Стоит отметить, что снижение налогов в реалиях бизнеса не является достаточной мерой поддержки предпринимателей, так как при отсутствии доходов сложно выплачивать заработную плату и налоги;

 — введение моратория на требования банками досрочного погашения кредитов до конца 2020 года: предприниматели брали кредиты для развития бизнеса, поэтому в ситуации, когда приостановлена коммерческая и производственная деятельность, мораторий просто необходим, чтобы сохранить предприятия и рабочие места;

 — выдача государственными кредитными учреждениями целевых кредитов для формирования запаса сырья и материалов на 2020−2021 гг. Необходимо отметить, что банки отказывают в предоставлении беспроцентного кредита на заработную плату и отсрочки. Многие предприятия оказались лишенными выручки и заёмных средств, чтобы исполнять требования органов власти, поэтому со стороны государства требуется осуществлять контроль за деятельностью банков;

 — снизить ставки эквайринга до 0% с целью поддержки дизайн-сервиса и интернет-магазинов до 1 октября 2020 года; предоставить субсидии на продвижение товаров онлайн; предоставить возможность бесплатного легального пользования различными интернет-софтами для работы в удаленном доступе;

 — рекомендовать собственникам недвижимого имущества, кроме выполнения условий и сроков отсрочки уплаты арендной платы согласно Постановлению Правительства Р Ф № 439 от 3 апреля 2020 года, делать скидки по договорам аренды; снизить тарифы на электроэнергию на 25−30% или предоставить целевое субсидирование; рассмотреть возможность ввести полноценные арендные каникулы, одновременно предоставив собственникам льготы по налогу на имущество и субсидии на оплату ЖКХ;

 — выделить целевые субсидии предприятиям и дизайнерским компаниям из федерального бюджета для компенсации затрат на выплаченную заработную плату и договоров ГПХ в период нерабочих дней, введенных указами Президента Российской Федерации № 206 от 25 марта 2020 года и № 239 от 02 апреля 2020 года в размере 75% произведенных затрат, аналогично опыту Дании, Германии, Франции и прочих европейских стран (далее до 1 октября 2020 года — 50% МРОТ);

 — в связи с распространением эпидемии, когда работа осуществляется на удаленном доступе, обязать всех перейти на электронный документооборот с возможностью дистанционного получения ключей; только 30% клиентов работают по такому принципу, усложняя заключение новых контрактов и закрытие существующих работ. В свете сегодняшней ситуации в мире и, учитывая тенденции государства к цифровизации, — это просто необходимо;

 — введение изменений в критерии отнесения к малому и среднему бизнесу: категорию субъекта бизнеса определять по наименьшему по значению условию;

 — для сохранения конкурентоспособности предприятий, ввести увеличенные таможенные пошлины на продукцию, аналогичную производимой в России; снизить ввозные таможенные пошлины для комплектующих и материалов; облегчить схему экспорта российской продукции;

 — расширенная финансовая поддержка участия российских компаний в международных конгрессно-выставочных мероприятиях и деловых миссиях с осени 2020 года и до конца 2021 года для усиления экспортного потенциала индустрии дизайна. После снятия ограничительных мероприятий по всему миру, данная поддержка позволит преодолеть кризис и открыть новые возможности для популяризации московского и российского дизайна за счет международных контрактов и усиления бренда «Made in Moscow»;

 — создание национального Штаба по дизайну для внедрения стратегических предложений, который будет выполнять функции координатора и эксперта по организации, финансированию, созданию государственно-частного партнерства, реализации проектов и проведению мероприятий на территории РФ и в отдельных регионах.

Автор статьи: Анастасия Крылова — директор Ассоциации Специалистов Предметного Дизайна, председатель Гильдии производителей, поставщиков и специалистов индустрии дизайна при МТПП.
Вызванные коронавирусом ограничительные меры и экономическое падение уже отразились на работе российских компаний. По данным опросов Работа.ру, число перешедших на удаленку выросло в пять раз — 14% (месяц назад — 3%), частично перешли — 15%. Ограничились рекомендациями, оставив окончательное решение за сотрудниками — 5%, возможностью отправить сотрудников в отпуск и на больничный воспользовались 35%, работать в штатном режиме предпочли 31%.

«Наблюдается беспрецедентный спрос на руководителей, которые умеют управлять территориально распределенными командами. Очевидно, что удаленная работа совершила настоящую революцию на рынке труда. Не нужно бояться отпускать сотрудника на карантин и нанимать кандидата для работы в режиме home-office: ценные кадры одинаково продуктивны в любой обстановке. При этом удаленщики часто отличаются более высоким уровнем осознания и мотивации: они свободолюбивы, самодостаточны, склонны к самостоятельному принятию решений. Главный минус удаленных сотрудников — необходимость индивидуального подхода», — поделился управляющий партнер Selecty Арсений Федоткин.

Он добавил, что все собеседования рекрутингового агентства Selecty проходят дистанционно. Бизнес готов к таким условиям и уже набирает людей, в частности, в IT-проекты. Из них 26% набирают IT-персонал на постоянную удаленную работу. Остальные 74% проектов — сотрудники, которые трудоустроены на временную удаленку, с последующим выходом в офис.

Руководство многих компаний осознает, что штат придется сокращать, но не знает, кто в итоге будет необходим для «спасения корабля». Ответ прост: это менеджеры, обладающие определенным набором качеств. Среди них сумасшедшая стрессоустойчивость, талант в области операционного и антикризисного управления, мощная энергетика, гибкость, готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и эффективно «рулить» командами на удаленке.

По самому оптимистичному сценарию можно ожидать продление карантина до лета. Но это управляемое «пике», и через полгода ситуация должна стабилизироваться. Многое будет зависеть от тех людей и команд, которые будут «ставить на ноги» многострадальный бизнес.