4 марта состоялось очередное заседание комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом, в рамках которого были представлены результаты проведения контрольных закупок услуг по перевозке пассажиров легковым такси в Москве.
В 2019 году комитет поддержал предложение компании «Яндекс.Такси» о создании рабочей группы по организации независимых проверок агрегаторов. Данная инициатива была поддержана практически всеми участниками — членами комитета МТПП по такси, которые относятся к данной категории. Рабочую группу возглавил Блудян Норайр Оганесович — председатель правления Транспортной ассоциации московской агломерации (ТАМА), заместитель председателя комитета по транспорту общественной палаты города Москвы.
На предыдущей встрече, которая состоялось 13 сентября 2019 года, были подведены первые итоги исследования по количеству компаний-агрегаторов, машины которых работали без разрешения в период с сентября по октябрь. 2018 года Председатель комитета по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко представил следующие цифры: «Такси-Максим»: сентябрь — 90,3%, октябрь — 93,5%; «Ситимобил»: сентябрь — 19,4%, октябрь — 38,7%; InDriver: сентябрь — 38,7%, октябрь — 37,5%; «Везёт»: сентябрь — 29%, октябрь — 25%; Gett: сентябрь — 19,4%, октябрь — 25%; «Таксовичкоф»: сентябрь — 16,1%, октябрь — 21,4%; «Яндекс.Такси»: сентябрь — 0; октябрь — 6,3%; Uber: сентябрь — 3,1%, октябрь — 3,1%".
«Во многом такая статистика объясняется не только проблемами и недостатками в работе участников таксомоторного рынка, но и оторванностью от современных реалий существующего законодательства, регулирующего деятельность таксомоторных услуг. Проект федерального закона о такси с 2014 года находится в Государственной думе», — отметил Коношенко. В первом чтении Госдумой Р Ф принят проект закона о госрегулировании работы такси и деятельности агрегаторов. Документ направлен на повышение безопасности таксомоторных перевозок, соблюдение прав пассажиров, создание условий для развития бизнеса. Законопроект впервые вводит в правовое поле понятие «служба заказа легкового такси».
В ходе заседания выступил с докладом директор по работе с клиентами ООО «Бест сервис» Александр Попов и представил результаты проведения контрольных закупок услуг по перевозке пассажиров легковым такси в Москве в период с сентября по январь 2018 года. Проведение контрольных закупок осуществлялось посредством размещения заказов через мобильные приложения у восьми агрегаторов, чьими услугами пользуются более 90% машин такси, — это Gett, Uber, inDriver, «Везёт», «Максим», «Ситимобил», «Таксовичкоф» и «Яндекс.Такси». Для выборки использовалось 250 машин.
Контроль на линии предполагал сверку госномера, марки и модели фактически прибывшего автомобиля с полученным в уведомлении о подаче автомобиля в приложении. Кроме того, проверялось разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легкового такси в части его действительности, а также соответствия госномеру, марке и модели машины. Проверка разрешения выполнялась без уведомления водителя через сайт мэра Москвы.
В ходе проведенного исследования проанализированы такие параметры, как наличие разрешений, цвет транспортного средства, наличие колпаков и шашечек.
Так, было выявлено, что в январе почти у четверти (24%) проверенных такси не оказалось разрешения или оно было просрочено. Меньше всего проблем выявлено у «Яндекс.Такси» и Uber, у которых в январе не было ни одной машины без разрешения. При оценке параметра соответствия заявленному цвету более 10% проверенных автомобилей оказались отличными от заявленного. Также было выявлено, что более чем у трети проверенных такси не было шашечек. Явными лидерами исследования в части соответствия требованиям стали «Яндекс.Такси» и Uber. Большинство нарушений по проанализированным параметрам было выявлено у агрегатора такси «Максим».
Подводя итоги проведения контрольных закупок, по сравнению с сентябрем, показатели по четырем параметрам улучшились. Значительно увеличилась доля нарушений только в «Таксовичкоф».
Однако Александр Попов отметил, что для составления более полного рейтинга с определением четких мест необходимо проводить замеры десять месяцев. «На данный момент проходит 30 проверок в месяц, но для получения более точных статистических данных количество проверок должно быть значительно увеличено».
В ходе обсуждения результатов исследования члены комитета и представители агрегаторов такси выдвинули предложение о расширении количества участников проекта и увеличении финансирования для расширения выборки и получения более конкретных данных, с которыми в дальнейшем можно будет работать; предложение было поддержано председателем комитета. Помимо этого, Богдан Коношенко предложил передать результаты проверок всем членам комитета, обобщить их и передать в департамент транспорта для дальнейшей работы.