На «Продэкспо» рассказали о проблемах рынка органических продуктов

В понедельник, 10 февраля, в рамках крупнейшей международной выставки продуктов питания «Продэкспо» состоялась сессия «Рынок продовольствия и напитков: курс на экспорт, здоровый образ жизни и органику». В ходе нее представители рынка органической продукции и члены торгово-промышленных палат обсудили исполнение недавно вступившего в силу закона «Об органической продукции», проблемы отрасли, борьбу с гринвошингом и участие государства в развитии органического производства продуктов.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Р Ф Елена Дыбова заявила, что считает роль государства одним из важнейших критериев эффективности рынка органической продукции. «Мы сейчас понимаем, что мы в самом-самом начале пути, хотя у нас есть предприниматели, которые готовы этим заниматься, — подчеркнула она. — Но если государство не выстроит нужную инфраструктуру, которая будет поддерживать и создавать условия для органического земледелия, то это будет сложно». Она сослалась на опыт европейских стран: по ее словам, Германии понадобилось 15 лет, чтобы выстроить эту индустрию. «Это капиталовложения на науку, селекцию, генетику, семеноводство, на то, чтоб выстроить систему ветеринарного сопровождения, это специальные программы финансирования и колоссальные затраты государства на выстраивание системы сертификации и прослеживания качества производства на каждом этапе», — подчеркнула Дыбова. По ее мнению, государство должно «выстроить инфраструктуру и дать денег» на развитие рынка органической продукции, потому что «просто так все это не возникнет». Также она посчитала, что важнейшая задача для российского органического рынка сейчас «насытить внутренний рынок», чтобы сократить объемы импорта. «Еще один важный момент — платежеспособность населения, — сказала эксперт. — Нужно, чтобы наши люди могли себе позволить купить мясо в три раза дороже только потому, что оно без пестицидов.

Введенные западными странами против России санкции — «это огромнейшая помощь российским фермерам», развил ее мысль президент Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) Владимир Платонов. О развитии рынка, по его мнению, свидетельствует уже то, что на «Продэкспо» в 150 павильонах выставлена органическая продукция. «Я уверен, что эта выставка соберет специалистов, которые дальше будут работать в этом направлении, а МТПП — это площадка, куда приходят предприниматели со своими проблемами, чтобы правильно находить пути решения, — сказал он. — Органика — это то, что будет активно развиваться, а Россия — наилучшая площадка для такого развития». Для развития рынка в первую очередь нужна инициатива предпринимателей, считает Платонов, а государству нужно «навести порядок, чтобы была реальная конкуренция, чтобы выявлялись недобросовестные производители». Он добавил, что на площадке МТПП регулярно собираются «эксперты для мозговых атак», которые обсуждают в том числе ситуацию на рынке органики.

Несмотря на существующие проблемы, показатели, связанные с органической продукцией, продолжают расти. Об этом в ходе сессии рассказала старший менеджер Центра компетенций в АПК КПМГ в России и СНГ Людмила Зуева. Если в США и Европе рынок органики оценивается в $ 100 млрд, то к 2024 году ожидается его удвоение, а в России уже в этом году оценка внутреннего рынка России может составить $ 250 млн, а к 2024 году она вырастет до $ 4 млрд. «Существенные темпы роста объясняются тем, что спрос на продукты органического происхождения растет гораздо быстрее, чем увеличиваются подходящие земельные площади, — пояснила Зуева. — В этом отношении у России есть неплохие шансы занять долю на рынке органической продукции». При этом есть много факторов, которые указывают на то, что органика — это перспективное направление, сейчас в России для ее производства используется менее 1% земельного банка, рассказала Зуева. По ее словам, проблема заключается в длительности перехода от традиционного хозяйства к органическому.

Исполнительный директор Национального органического союза России Олег Мироненко назвал вступление в силу закона «Об органическом производстве» (это произошло в начале 2020 года) важнейшим событием для рынка органической продукции. «К сожалению, мы можем констатировать, что целый ряд подзаконных актов, которые вступили в силу, вступили в силу слишком поздно, — добавил он. — Мы увидели, что в магазинах такая паника — надо снимать товар с полки или не надо». В связи с вступлением закона в силу возникли несколько вопросов, рассуждает эксперт. Первый — готово ли государство инвестировать в это направление? По словам Мироненко, пока в России нет федеральной программы, связанной с поддержкой органического сектора. «Такая программа обсуждается, она вступит в силу со следующего года, но мы теряем год развития», — добавил эксперт.

Следующий вопрос, по его словам, заключается в том, кому можно доверить проверку сертификации органического товара на полках магазинов и борьбу с гринвошингом (экологичным позиционированием компании или товара без достаточных для этого оснований). «Сейчас количество гринвошинга на полке не позволяет приходить туда нормальному производителю, — уверен Мироненко. — Нужно дать уверенность потребителю, что-то, что он покупает, есть органика как таковая». Еще один вопрос заключается в том, кому можно доверить наблюдение за рынком органики, добавил эксперт.

Генеральный директор сети магазинов «Город-Сад» Дарья Лисиченко также положительно оценила принятие закона «Об органической продукции». «Мы очень давно ждали, когда в стране будет создана нормальная нормативно-правовая база, которая помогала бы производителям идти по пути органического производства», — сказала она в ходе дискуссии. Ее компания с каждым годом наблюдает повышение спроса на соответствующую продукцию. «Рынок здорового питания — а органика является флагманской продукцией в здоровом питании — растет кратными цифрами, — заметила Лисиченко. — Мы видим интерес к нему не только со стороны таких небольших сетей, как наша, но и со стороны крупной розницы, так что это движение — очень правильное». Она также сообщила, что видит в России огромный потенциал внутреннего рынка к развитию сферы органической продукции. При этом при покупке органики есть два фактора, подчеркнула Лисиченко: «Люди ищут продукты, лучшие с точки зрения состава, более чистые и полезные для здоровья, и при этом они не готовы переплачивать за эту продукцию». Эти критерии эксперт назвала вызовами российскому сельхозбизнесу.