Для нас как для фонда 2025 год очень важный. Мы традиционно всегда заботились и поддерживали разработчиков, которые приходили из университетов с готовыми результатами лабораторных исследований и объясняли, каким образом из удачного научного эксперимента двигаться в сторону создания компании, которая может продукт вывести на рынок. Это остается нашей основной стратегией. С конца прошлого года и в этом году мы дополняли стратегию фонда еще одним элементом. Этот элемент связан с теми фокусными приоритетами, которые перед страной поставило Правительство, то есть соответствующий указ Президента РФ, связанный с необходимостью достижения технологического лидерства в обозначенных областях. Речь идет о национальных проектах технологического лидерства, 9 из которых определяют федеральные проекты, где ответственные федеральные органы исполнительной власти выделяют два слоя задач. Первый слой — критические продукты, которые нужны для нормального функционирования экономики страны, для безопасности, для нормальной жизни населения, это те продукты, которые раньше в РФ не производились. Второй слой — карта технологической кооперации. Продукт, как правило, это конечная точка, но для того, чтобы его создать, потребуется несколько переделов: сырье, комплектующие, технология создания. Ответственные ФОИВ, кроме определения списка критических продуктов, создают карты технологической кооперации, в рамках которых выделяют узкие места, где сейчас технологии отсутствуют. Наша задача — это создание дополнительной стратегии для такой технологической кооперации. Вместе с крупными промышленными партнерами, со стартапами, с разработчиками, с научными институтами, с конструкторскими бюро, с финансовыми инструментами как частными, так и государственными, мы создаем кооперацию, которая позволяет эту задачу решить. Исходим из того, что есть национальный проект технологического лидерства, наша компания выделяет ключевые продукты, смотрит карту технологической кооперации и, сверяясь с ФОИВ, подбирает из своего портфеля разработчиков, которые способны эти переделы довести до промышленной цепочки. Когда мы эту сборку делаем, мы уведомляем партнера о том, что он может расширить ассортимент и выпустить те продукты, которые определены Правительством как особо нужные, добавив еще 2–3 технологии. При последующем согласии партнера мы подбираем под него разработчика, выстраиваем бизнес-кейс, в рамках которого есть этап разработки, этап, связанный с проектированием изменений или строительством нового производства, далее при сборке всей цепочки, с обязательным условием подтверждения квалифицированного спроса, такой проект запускаем. Но, кроме сборки бизнес-кейса, мы фокусируемся именно на разработчиках. Для того чтобы помочь разработчику, кроме стандартных инструментов фонда, мы с Минпромторгом договорились о специальном гранте под названием «Конвертируемый грант», который при создании такой кооперации, при подтверждении и поддержке со стороны промышленного партнера, заходит в соотношении 60% на 40% на разработчика, который эту часть технологий делает. После того как технология готова, мы приступаем к проектированию и работаем с другими институтами развития, так как основной финансовый инструмент исходит не из фонда «Сколково». При необходимости реверс-инжиниринга, конструкторской документации мы можем проработать этот вопрос с АТР, это тоже субсидии и средства Минпромторга, но с ограничением на определенные цели, на которые этот инструмент поддержки может быть направлен. Когда мы переходим к следующему этапу — проектирования, создания промышленного производства, мы можем взаимодействовать с Фондом развития промышленности, который предоставляет возвратное финансирование по льготной ставке. Если посмотреть на весь ландшафт, у нас достаточно высокая ключевая ставка, но с учетом инструментов государственной поддержки у нас есть возможности создания необходимых производств. Таким образом, начиная от спроса и ключевых приоритетов, поставленных Правительством, проходя через разработку к проектированию и созданию производства, мы можем создать 3-5-летний проект, конечная цель которого — создание компании, которая выпускает нужный продукт. Пока такие задачи в РФ решались конкретными компаниями, которые создавали такого рода кооперацию. В нашем опыте есть такие разработчики, которые этот путь проходили и сами сейчас являются лидерами на рынке. Мы хотим ускорить их развитие и развитие новых разработок, поэтому такой трек создания новых производителей или серьезно измененных производств по критической продукции создаем совместно с органами исполнительной власти — как федеральными, так и региональными.