ЦСР 16 июня в рамках онлайн-конференции представил последние актуальные данные о состоянии бизнес-климата в России.
«За последние два недели в России несколько выравнивается состояние экономической среды. Однако сохраняются негативные настроения, но уровень пессимизма сжимается. Основными барьерами на пути восстановления являются такие индикаторы как финансовая выручка и прибыль, трудовые ресурсы, спрос и цены на продукцию», — рассказала руководитель центра социально-экономических исследований (ЦСЭИ) ЦСР Лора Накорякова.
«Пик негатива приходился на середину мая, но с конца мая — к началу июня мы видим выравнивание», — добавила эксперт.
Согласно прогнозам, показатели по выручке и прибыли по итогам 2020 года составят 88% от их докризисного уровня.
В трудовой сфере отмечаются разнонаправленные тенденции по численности и средней заработной плате сотрудников: по численности тенденция к восстановлению сохраняется, однако относительно з/п по сравнению с началом июня 2020 года выявлено некоторое ухудшение.
Несмотря на некоторое восстановление, риск банкротства среди компаний сохраняется на высоком уровне — 32%.
Наиболее риску банкротства подвержены компании из таких секторов как: торговля и услуги, финансовая деятельность, а также транспортировка и хранение.
Как рассказал председатель совета директоров Nawinia Рустам Юлдашев, «начиная уже с февраля, мы стали планировать снижение нашей выручки».
«Но, мы не ожидали, что пандемия выйдет за пределы Китая, а в конце марта произойдет девальвация рубля… — сказал он. — По факту за апрель-май падение (выручки) в нашей компании составило 25−30%, в среднем по индустрии (логистики) — в пределах 20−30%». По его словам, в целом, согласно прогнозам, по итогам 2020 года падение выручки в секторе может составить в пределах 10−15%.
Со своей стороны, директор по продажам ГК СDEK Андрей Мякин рассказал, что «по результатам первых пяти месяцев мы (компания CDEK) растем выше плановых показателей».
«Основной эффект от сложившейся экономической ситуации мы увидим в сентябре-октябре, потому что сейчас у людей еще сохраняется старое потребительское мышление, а также подход к расходам», — сказал он, добавив, что осенью данный тренд может измениться, когда люди начнут сокращать свои расходы в условиях экономии.
Проведенное исследование также показало, что четверть компаний говорят о том, что у ключевых контрагентов компании есть признаки неплатежеспособности/банкротства. В то же время компании планируют на четверть сократить затраты на аренду.
До конца 2020 года ожидается снижение спроса в целом на 7%.
Директор по развитию аптечной сети «36,6 — Здоровье» Акоп Варпетян рассказал, что в их компании в марте — первой половине апреля был отмечен рост спроса на продукцию, во второй половине апреля ситуация стабилизировалась, а в мае уже был отмечен отток клиентов, снижение покупательской способности. «Население стало экономить на потреблении, и мы уже сейчас видим, что клиент пытается выбирать более бюджетные аналоги», — сказал он.
Исследование показало, что за время кризиса 4 из 10 компаний предпринимали попытки перейти в онлайн, однако не у всех это получилось. Так, 21% опрошенных компаний частично перешли в онлайн, а 5% этого сделать не удалось.
Эксперты ЦСР пришли к выводу, что сегодня спрос на технологии выше в таких бизнес-функциях как маркетинг, продажи и производство.
С точки зрения мер поддержки, 8 из 10 компаний говорят о том, что им нужна поддержка со стороны государства, а 7 из 10 указывают на то, что на них меры поддержки не распространяются. По словам руководителя направления «Налоговая политика» ЦСР Левона Айрапетяна, «за неделю востребованность мер по отсрочке по уплате налогов и страховых взносов выросла на 6%».
«Из нашего мониторинга видно, что все опасаются новой волны распространения пандемии и падения потребительского спроса де-факто, а также нового витка ограничительных мер», — заявил руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов. При этом эксперт подчеркнул, что «если все-таки новые ограничительные меры будут введены — они должны быть другими и другая реакция на договоры».
С начала марта 2020 года ЦСР проводит регулярные социально-экономические исследования, отражающие настроения общества и бизнеса в условиях «шоковых» событий 2020 года.
С апреля к сбору количественных данных присоединились эксперты компании IFORS. Информационный партнёр — РБК Конференции.