Своим мнением о расширении контекста и функционала подразделений компаний, работающих с персоналом, с Ильей Дороновым, управляющим директором телекомпании РБК, поделились Вероника Прищепа, начальник управления и развития кадрового потенциала и служебной культуры ФНС России, Дмитрий Смыслов, вице-президент по персоналу и образовательным проектам VK, Оксана Кармишина, директор департамента кадровой политики Госкорпорации «Росатом», Олег Романовский, заместитель генерального директора по персоналу и административным вопросам ООО «ЛУКОЙЛ-Технологии» и Кирилл Меньшов, старший вице-президент по информационным технологиям ПАО «Ростелеком».
Что такое продуктовый подход?
HR-служба определяет правила и порядок управления людьми в форме политики, регламента, разнообразных форм, внедряемых на предприятиях. В современных условиях требуется все большая гибкость и скорость их актуализации. Глобальные кризисы, которые сейчас происходят, диктуют уход от стандартных решений. Эффективность новых инструментов требует большей персонализации сервисов, услуг. Сегодня наблюдается большой разворот к тому, что называется продуктовым подходом, когда в центре всего стоит пользователь, а для службы HR — сотрудник.— Решения надо находить быстро, и самый правильный способ находить их — это постоянно собирать обратную связь, понимать, что нужно твоему клиенту, понимать, кто твой клиент, ловить изменения и подстраивать HR-продукт под требования среды и клиента, — отметила Оксана Кармишина.
— Суть нового подхода, безусловно, в том, чтобы сотрудник был в центре всего, что мы делаем, — поддержал коллегу в ходе дискуссии Дмитрий Смыслов.
Кому по силам продуктовый подход
Возрастание значимости условий труда и социальной политики в современной экономике определяет актуальность и широкое применение новых подходов в работе с сотрудниками. Человекоцентричность — определение сотрудника как ценность, а не ресурс — это глобальный тренд, распространяющийся на все сферы деятельности.— Вне зависимости от того, какая у вас специфика услуги, вам нужно перестраиваться под быстро меняющиеся запросы потребителя и соответствовать контексту, — заметила Вероника Прищепа, отметив, что государственные органы и ФНС в авангарде перехода к новым подходам.
Особенности процесса перехода
Различия в организации новых подходов определяются спецификой и областью деятельности предприятия. Крупные компании, имея серьезные ресурсы, собирают и анализируют данные по подразделениям, организуют внутренние соцсети, создают инструменты мониторинга идей и постоянно действующие каналы обратной связи. Тем не менее, есть отличия в способах масштабирования и делегирования при создании продуктов для HR-функций.— С одной стороны, необходимо давать много свободы бизнес-юнитам, в том числе в HR-политике, для решения задач, стоящих перед различными проектами, а эти задачи могут сильно зависеть от особенностей продукта и бизнес-контекста. Поэтому мы оставляем на усмотрение команд, бизнес-единиц настройку различных HR-процессов под их нужды, — отметил Дмитрий Смыслов. — С другой стороны, нам нужно систематизировать наши подходы и управлять большой организацией в едином русле. Подобный гибкий подход в реализации различных HR-технологий дает возможность нам и командам экспериментировать в разработке HR-продуктов. Полученные результаты мы можем применить, масштабировать на другие бизнес-юниты, совмещая таким образом гибкость и системный подход к управлению организацией.
Государственные структуры, крупные компании, госкорпорации, в свою очередь, обладают большим внутренним рынком, потребителями на котором являются сотрудники.
— Мы рассматриваем внутренний рынок точно так же, как и внешний, и всё, что мы сейчас делаем, это для нас продукт, — поделилась Оксана Кармишина. — У нас сформированы продуктовые команды, которые наполняют продукт контентом, совершенствуют технические моменты и постоянно собирают обратную связь. Более того, их KPI зависит от того, насколько сотрудники оценивают пользу продукта, удобство и различные клиентские свойства. Наша внутренняя ИT-среда полностью перестроена под продуктовые команды, продуктовые подходы и обратные связи.
Практика показывает, что в преобразованиях могут участвовать как узкий круг визионеров, так и вся команда и отдельные сотрудники. Важно в определении проблемы сформулировать гипотезу, проверить и прийти к выводам. В такой ситуации необходима обратная связь по вертикали, чтобы рядового сотрудника с его гипотезой услышали. Кроме того, без открытости и доверия трудно представить достоверность обратной связи и эффективность внедрения продуктов, подходов.
Преимущества продуктового подхода
Возникновение в современных компаниях новых каналов коммуникации меняет практически весь ландшафт бизнеса. Требуются и новые инструменты.Широкий и гибкий продуктовый инвентарь, применяемый HR-службами в компаниях, в каждом новом кризисе позволяет реализовывать замыслы и эффективно работать с сотрудниками. Сегодня уже есть классические наборы в каждой продуктовой категории — на порталах, в приложениях, во внешних и внутренних коммуникациях, во внутреннем пользовательском опыте. Лидеры рынка активно экспериментируют и формируют такой набор, который более или менее универсален для того, чтобы суметь справиться с тем, что ждет впереди.
— Система по кадровым процессам и персоналу, которая у нас работает, внедрена уже больше десяти лет. Она объединяет периметр группы и, собственно говоря, в ЛУКОЙЛе действует единый кадровый учет, — рассказал Олег Романовский. — На базе этой системы сегодня разрабатываются различные инструменты, например система управления результативностью труда и эффективностью персонала. Система, с одной стороны, фиксирует достижения работников и выявляет зоны развития, с другой стороны, позволяет нам структурировать адресное обучение.
Как изменилась роль HR в новых подходах
ESG-повестка, связанная с устойчивым развитием, набирает оборот, происходят глобальные изменения. Как сказал Кирилл Меньшов: «Важность того, что сейчас происходит с людьми, фундаментально растет. Люди давно перестали быть винтиками!» HR вышел за границы того, чем занимался раньше.Сегодня в работе кадровой службы добавились темы, ранее не свойственные HR. От специалистов требуются знания и умение управлять изменениями, используя новые технологии и цифровизацию в новых продуктах. HR должен делать так, чтобы сотрудникам и кандидатам было удобно пользоваться всеми инструментами кадровой службы.
— Необходимо, чтобы мы были более разносторонне развиты, чтобы мы владели смежными дисциплинами, понимали, как работает экономика, понимали проблемы, связанные с налоговым законодательством, и многое другое, — подчеркнул Олег Романовский.
Что дал переход на продуктовый подход
— Повседневное использование различных цифровых решений в HR дает нам возможность получать массу полезной информации — сильно больше, чем раньше, — заметил Дмитрий Смыслов. — И это позволяет нам глубже прорабатывать те вопросы, те самые гипотезы, предположения, которые у нас возникают в части эффективности HR-политик и процессов — без чего невозможен продуктовый подход. Пожалуй, это дает нам смелость экспериментировать, проверять гипотезы и отказываться от тех решений, которые не работают, довольно быстро — это позволяет нам быть честными с самим собой, не бояться признавать ошибки. Это непрерывный поиск лучших ответов в части управления персоналом на те вызовы, что перед нами стоят, — как сделать организацию эффективнее, а сотрудников — вовлеченными и довольными своей работой и карьерой. Главным в продуктовом подходе в HR становится клиентоцентричность, ориентация на сотрудника — как сделать так, чтобы каждый реализовал свой потенциал, развивая бизнес и повышая его эффективность, — подвел итог эксперт.
В ходе открытой и насыщенной дискуссии эксперты были практически единодушны в том, что актуальные инструменты HR потребовали новых подходов. Разрабатываемые и внедряемые сегодня инструменты управления, прежде всего обращенные к человеку, нацелены на его потребности. В связи с этим, наиболее эффективным способом создания таких инструментов является, по мнению ведущих HR-специалистов, именно продуктовый подход.
Подробнее.