Пресс-центр РБК

Лучший показатель работы вуза — это конкурентоспособность наших студентов

Ректор Государственного университета управления Иван Лобанов дал развернутое интервью РБК и рассказал, как вуз сумел найти «окно возможностей» в период самоизоляции, об инновационных проектах университета, международном сотрудничестве и главной гордости учебного заведения — своих выпускниках.

— Сегодня одним из популярных суждений как в России, так и за рубежом является тезис о том, «что мир никогда не будет прежним». Вы согласны с этим? Почувствовал ли университет кризис, вызванный пандемией?

— Сейчас новые технологии и цифровые форматы взаимодействия прочно вошли в нашу жизнь. Цифровизация — необратимый глобальный процесс, им нужно научиться управлять.

У нас в Государственном университете управления уже создана внутренняя инфраструктура для оперативной и эффективной коммуникации. Это позволило достаточно быстро перестроиться на дистанционную работу и не потерять связь между преподавателями и студентами.

Поэтому в нашем случае я бы не стал говорить о том, что мы почувствовали кризис, вызванный пандемией. Но, действительно, во время дистанта сильно увеличилась нагрузка на преподавателей, которые фактически перешли в формат индивидуального взаимодействия со студентами.

Всего за время дистанционного обучения в ГУУ было проведено 9,5 тыс. лекций, выполнено и проверено более 13 тыс. практических и лабораторных работ. Это колоссальная нагрузка.

— В чем заключается особенность Государственного университета управления? И открыл ли период вынужденного дистанта перед вузом новое «окно возможностей»?

— Сейчас цифровые технологии — это главный ресурс, определяющий рост и развитие любого проекта во всех сферах общества. Поэтому наша задача как университета — выпускать грамотных, современных управленцев, которые способны применять новые технологии в разных отраслях экономики и в сфере управления.

Что касается новых возможностей: сегодня появилась возможность транслировать более сложные форматы образовательного содержания. Это может быть как система VR-университета с полным погружением, использование сквозных технологий, таких как искусственный интеллект, для анализа цифрового следа обучающихся с целью построения индивидуальных образовательных треков.

Для этого у нас есть специалисты по направлению «data-инженеры в образовании» и возможность доступа к различным базам данных, образовательным платформам и цифровым продуктам. Мы будем усиливать это направление.

Также мы уделяем большое внимание студенческой проектной деятельности. Считаю, что проектная работа — основа развития интеллектуальной инициативы, а значит, инноваций.

В ГУУ создана молодежная проектно-учебная лаборатория «Цифровая экономика и высокие технологии», здесь наши студенты могут применить свои навыки, прокачать знания и ИТ-компетенции.

Каждый год у нас появляются новые проекты — от портальных веб-сервисов до сложных научных разработок. Например, наши студенты разработали систему распознавания лиц, основанную на нейросетях и машинном зрении.

Большое внимание проектной работе уделяют и в Институте маркетинга ГУУ, постоянно предлагая студентам сложные и амбициозные задачи. Проектная деятельность, основанная на реальных кейсах и бизнес-задачах, позволяет студентам формировать собственное портфолио уже с первого курса.

И мы поддерживаем начинания своих студентов, для этой цели мы разработали акселерационную программу. Наши студенты взаимодействуют с кафедрами и подразделениями вуза, учатся оформлять свои идеи и разработки, соревнуясь с ИТ-компаниями.

Мы развиваем и международное сотрудничество, представляем наш университет на международных образовательных онлайн-платформах. Уже сегодня мы сотрудничаем с 48 ведущими зарубежными вузами и 74 международными компаниями, выступая платформой для эффективной работы исследователей, преподавателей и лекторов со всего мира.

— ГУУ — вуз цифровых технологий — сохранит традиционную офлайн-форму обучения? Будут ли какие-то образовательные программы переведены в цифру?

— Университет — это прежде всего среда, которая сильно влияет на развитие человека, его становление. Поэтому обучение онлайн — это лишь дополнение к традиционному формату, которое не заменит живого общения.

Ситуация с пандемией, конечно, вызвала всплеск использования онлайн-технологий. Но по данным ученых Научно-исследовательского института Управления цифровой трансформацией экономики ГУУ, в 2019 году уже 26,8% организаций среднего и среднего профессионального образования и 39,3% организаций высшего образования (вузов) использовали онлайн-технологии. Таким образом, вузы и раньше с успехом сочетали обе технологии: очного и онлайн-обучения. Это и определило готовность к форс-мажорным обстоятельствам.

Как показал наш опыт, в дистанционном формате можно не только оказывать образовательные услуги, но и вовлекать студентов в научные исследования. Существующие сегодня технологии позволили ГУУ совместно с зарубежными партнерами из Университета Нинбо (Китай), Университета прикладных наук Ювяскюля (Финляндия), Университета прикладных наук Оснабрюка (Германия) и специалистов базовых кафедр, открытых в отраслевых компаниях, успешно запустить в виртуальном пространстве лабораторию «#ГУУ.Code». Такой вектор деятельности дает студентам возможность не только получить опыт решения практических отраслевых задач, но и обрести устойчивые связи с отраслевыми компаниями — будущими работодателями.

— Инжиниринговые центры на базе университетов — это инструмент для внедрения последних научных разработок в промышленность. Какие центры работают в Государственном университете управления и какие задачи решают?

— В настоящее время в ГУУ существуют два инжиниринговых центра: Центр межотраслевых инновационных проектов и Центр цифровых технологий управления.

Первый был создан два года назад при поддержке Минобрнауки, его основное направление — энергетическое машиностроение и технологии энергоэффективности. Речь идет о проектировании блочно-модульных котельных установок промышленного и бытового назначения и о разработке технологий для интеллектуального управления выработкой тепловой энергии в период пиковых нагрузок.

Второй центр был создан совместно с ООО «Рабус», разработчиком программных платформ и инструментальных средств поддержки решения управленческих задач. В нем работают две лаборатории — «Математическое моделирование и инженерия знаний» и «Перспективные информационные технологии».

— Расскажите о возможностях получения дополнительного образования в ГУУ.

— Государственный университет управления является одним из лидеров российской высшей школы и более 50 лет развивает систему дополнительного профессионального образования.

У нас созданы две бизнес-школы: Высшая школа бизнеса и Институт делового администрирования и бизнеса. Мы готовим кадры для крупнейших корпоративных структур. Наши слушатели — это представители деловых сообществ различных регионов и сфер бизнеса. Сейчас у нас представлено более 150 программ дополнительного профессионального образования, программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан в возрасте от 50 лет и старше, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, специализированные программы для государственных гражданских служащих.

Программа MBA ГУУ имеет аккредитацию международной ассоциации АМВА (Association of MBA’s), благодаря чему выпускники помимо диплома ГУУ получают именной сертификат AMBA.

— На недавней встрече с министром науки и образования вы упомянули о проведении международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика». Чем в этом году он будет отличаться от предыдущих?

— Международный научный форум «Шаг в будущее» стал своеобразной визитной карточкой университета. В прошлом году главная тема форума, «Smart Nations: экономика цифрового равенства», была направлена на развитие и реализацию национальной программы «Цифровая экономика».

Мы дискутировали также о таких вопросах, как социальный феномен цифрового неравенства, возникший в результате технологического прорыва новой цифровой экономики.

В этом году международный научный форум «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика» соберет экспертов в четвертый раз. Стратегическим партнером ГУУ выступят Министерство науки и высшего образования, Министерство цифрового развития и массовых коммуникаций. На предстоящий форум страной-гостьей приглашена Франция. Основная тема дискуссии позволит заглянуть за горизонт развития информационного общества и искусственного интеллекта.

Хочу отметить, что мы в целом активно развиваем международное сотрудничество — ГУУ является членом ряда международных академических ассоциаций.

В этом году по результатам конкурса, объявленного Российским фондом фундаментальных исследований, научные коллективы ГУУ запустили двухлетние исследовательские проекты совместно с учеными Вьетнама и Белоруссии. Это сотрудничество послужит фундаментом для расширения деятельности международных научных лабораторий на базе ГУУ. Весь опыт и взаимодействия, конечно, будут презентованы на Форуме по искусственному интеллекту.

— Как новый этап развития международного сотрудничества — открытие в университете кафедры ЮНЕСКО «Социально-правовые и этические основы общества знаний». Расскажите об инициативах и проектах, которые реализует эта кафедра. Это своего рода уникальный опыт.

— Полтора года назад мы открыли кафедру ЮНЕСКО «Социально-правовые и этические основы общества знаний». Она занимается развитием международного сотрудничества и популяризацией миссии и идей ООН по вопросам образования, науки и культуры.

Например, в рамках III Международного научного форума форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика» в прошлом году кафедра провела молодежную конференцию — деловую игру «Модель ЮНЕСКО», в ней приняли участие 150 студентов и выпускников школ. А также в рамках кафедры прошла международная научно-практическая конференция молодых ученых «Будущий мир, общие усилия, подлинный прогресс», приуроченная к 75-летию ООН.

Кафедра ЮНЕСКО ГУУ открыла образовательную онлайн-платформу «Цифровые волонтеры», цель которой — сделать образование доступным для всех слоев населения.

Успехи кафедры отмечают в МИДе — кафедра ЮНЕСКО ГУУ входит в состав Комитета по вопросам этики искусственного интеллекта при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

— Выпускники Государственного университета управления — это своего рода визитная карточка вуза. Среди них много тех, чьи фамилии на слуху, от кого зависит развитие как отдельно взятого региона, так и страны в целом. Что бы вы сегодня посоветовали абитуриентам и студентам? Как нужно учиться, чтобы достичь таких успехов?

— На сегодняшний день наш вуз выпустил более 100 тыс. человек. Среди наших выпускников — министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин, первый заместитель министра экономического развития Михаил Бабич, губернатор Ростовской области Василий Голубев, губернатор Новгородской области Андрей Никитин, заместитель директора блока по развитию и международному бизнесу госкорпорации «Росатом» Георгий Каламанов, зампредседателя правления ПАО «Газпром», член совета директоров ПАО «Газпром нефть» Фамил Садыгов, зампредседателя Центрального банка России Ольга Полякова и многие другие уважаемые люди.

Наверное, лучший показатель работы нашего университета — это востребованность студентов. Их подготовка происходит на таком уровне, что они могут быть конкурентоспособными не только на российском, но и на международном рынке.

Но чтобы достичь успехов, нужно уметь правильно расставлять приоритеты и делать выбор. Перед выбором сегодня стоят абитуриенты и их родители. Сейчас важно не ошибиться с выбором вуза и будущей профессии.

— Преподают ли в университете ваши выпускники — представители бизнеса и органов власти?

— Действительно, наши выпускники участвуют в образовательном процессе. Мы приглашаем руководителей федеральных органов исполнительной власти и крупнейших организаций. Такие договоренности уже достигнуты с представителями Минэкономразвития, Минпромторга, Минтруда, Минстроя, Минкомсвязи, Минприроды, Казначейства, Росстата и ряда других государственных органов.
Интервью