6 марта 2019 года состоялось заседание ВС РФ, в ходе которого Судебная коллегия оставила в силе решение Мосгорсуда, подтвердив отмену п. 3 постановления правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП.
Напомним: в конце 2016 года правительство Москвы приняло постановление № 937-ПП, увеличившее задним числом кадастровую стоимость 2502 зданий и помещений.
Таким образом власти города намеревались пополнить бюджет на сумму около 12,5 млрд руб. за счет собственников коммерческой недвижимости, повысив ретроспективно кадастровую стоимость, выступающую налоговой базой по налогу на имущество. Новая кадастровая стоимость была утверждена 26 декабря 2016 года и предписывалась к применению начиная с 1 января 2016-го.
Однако неприятные новости собственникам коммерческой недвижимости сообщили только в 2017-м, когда уже было поздно оспаривать нововведение.
«Кадастровая стоимость ТЦ „Европейский“ выросла с 4,4 млрд до 36,3 млрд руб., а сумма налога — с 57 млн до 472 млн руб. Торговый центр „Щука“ заново переоценили в 11 млрд руб. (было 3 млрд руб.): налог вырос с 39 млн до 139 млн руб.; кадастровая стоимость бизнес-центра „Романов двор“ по новому постановлению выросла с 2,5 млрд до 7 млрд руб., налог вместо 32 млн составил 90 млн руб.», — приводит примеры Сергей Пивоварчик, управляющий партнер Consul Group.
С началом 2017 года налоговые органы на основании произошедших изменений повально выносили решения владельцам коммерческой недвижимости по результатам налоговых проверок о недоимке налога, ссылаясь на вышеуказанное постановление. Стоит заметить, что уполномоченные органы кроме недоимки взыскивали и штрафы, которые в данном случае неуместны. При обжаловании таких решений в арбитражном суде собственники коммерческих объектов получали отказ, так как, по мнению суда и госоргана, ретроспективное доначисление налога — это нормальное явление, а пока постановление не отменено — еще и законное.
До формирования судебной практики по подобным налоговым спорам, признавая риски предъявления налоговыми органами претензий существенными, группа собственников крупной коммерческой недвижимости, чьи интересы представляет Consul Group, обратились в суд с требованием непосредственно к органу, принявшему незаконный акт, — правительству Москвы (минуя исполнителей состоявшегося постановления). Первоначально, в июне 2017 года, судом производство по делу было прекращено, поскольку в заседаниях и процессуальных документах представители правительства Москвы настаивали на том, что оспариваемое постановление прав и законных интересов заявителей затрагивать не будет и принималось для иных целей. Суд принял во внимание доводы ответчика и производство по делу прекратил, несмотря на то что в этот момент налоговый орган уже доначислял налоги собственникам коммерческой недвижимости на основании данного постановления. Изменить ситуацию удалось лишь 9 августа 2018-го, когда ВС РФ признал состоявшиеся по делу судебные акты незаконными и обязал Московский городской суд рассмотреть спор по существу.
31 октября 2018 года Мосгорсуд признал постановление не действующим в части, предписывающей ретроспективное применение вновь установленной стоимости. Но правительство Москвы, рассчитывая оспорить решение на основании надуманных процессуальных нарушений, обратилось в ВС РФ с апелляционной жалобой.
В судебном заседании, прошедшем в ВС РФ 6 марта 2019 года, среди слушателей находились и сотрудники УФНС по городу Москве, правда, их присутствие было неформальным. Это понятно, ведь, руководствуясь ст. 32 и 78 НК РФ, налоговые органы, узнав об отмене постановления, должны самостоятельно (без обращения налогоплательщика) инициировать возврат из бюджета излишне уплаченных налогоплательщиком или взысканных в принудительном порядке сумм. Однако стоит отметить, что в сегодняшних реалиях хронического дефицита бюджета верится в такую сознательность налоговых органов с трудом.