Трехдневная выставка Beviale Moscow объединила производителей всех видов напитков; в ней приняли участие более 200 поставщиков из России, Беларуси, Украины, Германии, Чехии, Великобритании, Австрии, Италии, Франции и других стран. В прошлом году выставку посетило около 5300 специалистов из 47 стран и 71 региона России, при этом 83% из них были владельцами бизнеса или принимали решения о закупках.
В первый день работы выставки, посвященной производителям пива, жюри определило победителей и призеров в 24 номинациях. Главный приз «Росглавпиво Двойное золотое» достался новой производственной площадке АО «Татспиртпром» — пивоваренному заводу «Белый Кремль». Генеральный директор предприятия Ирек Миннахметов рассказал РБК, почему компания начала варить пиво и что нужно сделать, чтобы повысить качество продукции в отрасли.
— «Татспиртпром» известен как производитель крепких алкогольных напитков, почему вы решили включить пиво в линейку производства?
— Несколько лет назад у нас было два спиртовых, четыре ликероводочных завода и один винзавод. Мы модернизировали два завода — в Казани и Усадах и поняли, что с точки зрения производства и логистики ликероводочный завод в Чистополе нужно будет закрывать. Но «Татспиртпром» — социально ответственная компания, нам важно, чтобы люди не остались без работы. Мы долго думали, как максимально сохранить рабочие места. Скажу откровенно, рассматривались разные варианты — в том числе производство соков, лимонада и даже снеков. Остановили свой выбор на строительстве именно пивоваренного завода. И причина не только в том, что нам, как производителям алкогольной продукции, пивоваренное производство ближе. На принятие решения также сильно повлиял тот факт, что в Татарстане на тот момент не было своего локального производителя. А как показывает статистика, в регионах очень силен так называемый потребительский патриотизм. Лояльность населения по отношению к своим заводам и производителям максимальна. Как правило, локальные производители достигают от 40 до 80 процентов на «домашнем» рынке.
— Вы планируете выходить на федеральный уровень?
Помимо республики Татарстан, мы уже представлены в 32 регионах, в том числе в Москве. На сегодняшний день одной из приоритетных задач для нас является завоевание доли федерального рынка — мы хотим стать сильным локальным игроком в федеральном масштабе. Для этого необходимо производить 50−80 миллионов декалитров продукции. Таких объемов можно достичь примерно за два года, но мы не торопимся.
Мы запускали завод с производственной мощностью 10 млн. декалитров (дал). Сейчас, проведя техническую модернизацию производственных линий, увеличились до 18 млн. дал. Если рынок потребует — готовы удвоить производственные мощности.
— Вам понадобились дополнительные инвестиции для запуска производства пива?
— Да. Для реализации этого проекта мы привлекли порядка 6 млрд. рублей, нашим партнером выступил крупнейший федеральный банк. У «Татспиртпром» очень стабильный банковский рейтинг, для банков мы — «голубая фишка». Компания спокойно может привлекать до 20 млрд рублей.
— Как активный игрок этого рынка какие видите проблемы в отрасли?
— Если на рынке крепкого алкоголя власти навели порядок, и нелегальная продукция здесь не превышает 15−20%, то, что касается отрасли пивоварения — здесь все гораздо сложнее. По нашим подсчетам, в «сером» сегменте находится минимум 40% всего оборота пива в России.
На сегодняшний день в нашей стране нет закона, который бы рецептурно и технологически регламентировал производство пива. И ряд недобросовестных производителей этим пользуются — используют некачественное сырье, заменяя солод более дешевыми ингредиентами, или сокращают минимальный срок созревания пива.
Масло в огонь подлили обновленные технологические стандарты, одобренные Евразийской комиссией в конце прошлого года. Эти новшества еще больше усугубят ситуацию с качеством пива. Теперь производители могут заменять до 50 процентов солода зерном или продуктами его переработки, в том числе добавлять до 5 процентов сахаросодержащих продуктов. На мой взгляд, это показывает отношение к России как к стране «третьего мира». Такое бы не допустили в странах с эталонным пивоварением — Германии или Чехии.
— Как можно бороться с этими нарушениями?
— Повторюсь, проблема заключается в том, что у нас в стране отсутствует как таковой закон, регулирующий пивной рынок. Как следствие — отсутствие серьезного уголовного наказания. Поэтому недобросовестные производители, которые варят некачественное или «серое» пиво не боятся, что их накажут. Соответственно, государственный бюджет недополучает в виде акцизов колоссальные суммы, которые бы могли пойти на реализацию различных социальных программ.
— Сейчас власти и участники рынка активно обсуждают возможности введения МРЦ на пиво. Ваше отношение к этой инициативе?
— В свое время введение МРЦ на крепкий алкоголь позволило сократить долю суррогата на российском рынке. Также серьезные изменения на алкогольном рынке произошли благодаря введению ЕГАИС. Все эти меры позволили «обелить» рынок примерно на 15%. Татарстан — первый регион, который поддержал все эти нововведения.
Мы считаем, что введение МРЦ на пиво поможет сократить объем «нелегальной» продукции. Сейчас, чтобы иметь конкурентное ценовое преимущество, многие участники рынка вынуждены покупать «серое» пиво. Но если будет установлена минимальная розничная цена, то все участники рынка будут работать на равных условиях.
Думаю, федеральные власти понимают весь масштаб проблемы. Мы надеемся, что в ближайшее время в нашей стране будут приняты государственные меры, которые позволят навести порядок на рынке пива и дадут толчок для цивилизованного развития отечественного пивоварения.