Пресс-центр РБК

Эксперт рассказал о ситуации на рынке воды

Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН) Максим Новиков поговорил с РБК о ситуации на рынке воды в России, о борьбе бизнеса с эпидемией коронавируса и о спорных решениях в вопросах маркировки продуктов.

— Расскажите, насколько важно контролировать безопасность продукции именно на рынке питьевой воды?

— Вода — один из важнейших потребительских товаров. Она в том или ином виде входит в рацион каждого человека. Поэтому отслеживать безопасность этого продукта крайне важно. Сейчас любой потребитель может на этикетке воды, которая продается в России, увидеть большую часть той информации, которая важна для покупки. Корректность этой информации контролируется контрольно-надзорными органами. Там обязательно есть информация о дате розлива, сроке годности воды и, как правило, телефон горячей линии, куда потребитель может сообщить о проблемах с продукцией или несоответствии ее ГОСТу. Даже если ему не понравился цвет бутылки — это будет учтено отделами маркетинга.

— А какова в целом ситуация на рынке воды? Повлиял ли на него коронавирус?
— Из-за пандемии коронавируса рост продаж, который наблюдался в нашей категории последние три года, был остановлен. Во втором квартале 2020 года мы увидели просадку в 20−22% по рынку. Наши коллеги, которые занимаются выпуском воды в сегменте home office delivery, получили падение продаж в отдельных регионах до 60%. Хотя многие из них большие молодцы, они смогли переориентировать продажи на домашнее потребление. В третьем квартале мы видим по итогам замедление по отношению к прошлому году. Загрузка производственных мощностей упала ниже уровня 2001 года. А по объемам производства мы находимся ниже докризисного 2008 года.

Но несмотря на эти негативные факторы, мы благодарны органам исполнительной власти за то, что во время пандемии они прислушивались к нам и помогали нам разрешать экстренные ситуации. Благодаря работе с Минсельхозом, Минпромторгом, Минэкономразвития, Роспотребнадзором удалось внести в Общенациональный план восстановления экономики (Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике) изменения сроков вступления в силу отдельных положений технического регламента 044/2017 «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную питьевую воду». Эти положения могли привести к тому, что летом сотни производителей могли потерять возможность производить воду. Сейчас благодаря огромным усилиям Роспотребнадзора как куратора развития регламента с нашей стороны ведется работа по скорейшему внесению этих изменений. Это позволит сохранить наш рынок и наших производителей.

— ГОСТ по питьевой воде действительно недавно был обновлен?

—  В этом году вышло обновление предыдущей редакции ГОСТа на минеральные воды ГОСТ 54 316–2020 совместно с Институтом пивоваренной и пивобезалкогольной продукции. Этот ГОСТ обновил требования к минеральным водам и заложил требования по кондициям для минеральных вод. Производители уже сейчас могут его применять в добровольном порядке. Но, несмотря на эти усилия, остается открытым вопрос о недобросовестной конкуренции и незаконном обороте. Здесь мы всегда опираемся на официальные данные, по которым в первом полугодии было проверено почти 19 тыс. проб воды. Менее двух десятых процента получили вопросы и нарекания по физико-химическим показателям. По микробиологии вопросы были к 1,9% отобранных образцов. Это свидетельствует о том, что, несмотря на тяжелую ситуацию в индустрии, уровень оборота, к которому есть вопросы у проверяющих органов, крайне низок. Поэтому дополнительные меры регулирования, в том числе маркировка, нецелесообразны.

Еще нужно отметить, что в конце прошлого года, помимо решения госкомиссии о запуске эксперимента по маркировке воды, был подписан план мероприятий по устранению незаконного оборота воды с нашего рынка. К сожалению, в связи с коронавирусом ни одно заседание профильной подгруппы не состоялось. Мы предложили продлить срок реализации отдельных предложений, которые помогут сделать рынок более прозрачным и улучшить ситуацию на нем. В результате эксперимента мы увидели, что в конце октября полученные проекты технических решений со стороны оператора не соответствуют критериям внедрения. Поэтому мы обратились в Минпромторг с вопросом о том, что стоит вернуться к приостановке эксперимента в связи с отсутствием технологического решения.

— А в чем сложность внедрения маркировки воды?

— В рамках диалога на площадке проектно-экспертной группы при Минпромторге мы уже обозначили тезисы, которые необходимо учитывать, принимая решение об обязательности маркировки. Если такое решение будет принято, нужно будет предусмотреть полную компенсацию стоимости оборудования, потому что индустрия находится в крайне тяжелом положении. Дополнительные инвестиции сейчас просто невозможны. Также необходимо рассмотреть выведение из-под маркировки продукции объемом менее одного литра, продукции для детского питания и лечебных минеральных вод, которая требуется для самых уязвимых групп наших граждан. Сейчас это может быть одной из тех мер, которая поддержит не только производителя, но и население. Еще необходимо рассмотреть дифференцированный подход к ставке кода, потому что мы понимаем, что наша товарная группа является одной из самых низких по средней стоимости одной единицы среди товарных групп, по которым маркировка уже введена или рассматривается к введению.
Новость