Пресс-центр РБК

Женщина-инвестор: выбор в пользу долгосрочных стратегий

По данным свежего обзора ЦБ РФ, граждане России все активней рассматривают различные инструменты сбережения. Число физических лиц, имеющих брокерские счета, выросло почти до 26 млн. В то же время есть и сдерживающие факторы — в первую очередь, это недостаток знаний об инвестиционных инструментах. Каждый четвертый житель России имеет низкий уровень сберегательно-инвестиционной активности, то есть редко делает накопления или не делает их вообще, а также не интересуется и не разбирается в инвестициях. И даже из 19% россиян, заявляющих о наличии у них брокерского счета, пользуется им лишь половина. При этом по количеству женщин-инвесторов Россия находится на втором месте в мире. Цифры наглядно демонстрируют очевидную необходимость в большей информированности и увеличении количества просветительских и образовательных проектов для женщин. 6 сентября в рамках Форума РБК «Capital Markets: Россия» состоялась сессия ПСБ «Женский взгляд на инвестирование».
В ходе дискуссии спикеры: Вера Подгузова, старший вице-президент - директор по внешним связям ПСБ, координатор проекта Совета Евразийского женского Форума «Женское лидерство в инвестициях»; Максим Быковец, директор по развитию продаж продуктов благосостояния ПСБ; Наталья Логинова, директор департамента по работе с эмитентами Московской биржи; Кристина Недря, директор коммерческого управления STONE; Юлия Кузнецова, инвестиционный советник; Виктория Ступина, основатель компании ARTCONSUL, и Анна Кожухарь, генеральный продюсер РБК Инвестиции, обсудили актуальные инструменты сбережения, представили инвестиционные тренды и отдельные результаты, связанные с инвестиционно-сберегательной активностью женщин.

По словам Веры Подгузовой, согласно статистике, 72% россиян, которые копят на обучение и образование детей, составляют женщины, и они обладают большим инвестиционным потенциалом, который необходимо развивать.
— ПСБ много лет занимается темой финансовой грамотности населения, анализирует получаемую информацию, проводит оценку финансового и инвестиционного поведения мужчин и женщин, их подходов к управлению своим благосостоянием. Мы пришли к выводу, что женщины более ответственны - они используют долгосрочные инвестиционные стратегии, может быть, менее доходные, но при этом и менее рискованные. Однако на фоне роста общего числа инвесторов доля женщин, которые занимаются инвестициями, не превышает 30%. Во многом это объясняется их недостаточной финансовой информированностью и непониманием того, как заниматься инвестиционной практикой, - рассказала Вера Подгузова.
На эти цели направлен проект «Женское лидерство в инвестициях» — инициатива банка ПСБ, запущенная в 2021 году и вошедшая в план Национальной стратегии действий в интересах женщин России. На сегодня разработана отдельная платформа-сайт, где не только предоставляется доступ к бесплатным знаниям об инвестициях, но и оказывается информационная поддержка всем, кто желает научиться приумножать свой капитал и правильно распоряжаться финансами.
— Перед нами стоит еще много задач, — сообщила Вера Подгузова. — В этом году мы сосредоточимся на развитии и продвижении нашей платформы среди женщин и привлечении большего числа наставников, менторов, кроме того, мы планируем запустить «магазин инвестиций».

Наталья Логинова добавила, что, по данным Московской биржи, гендерный состав ее клиентов на 47% состоит из женщин. Они приходят на рынок учиться, и это залог того, что они догонят мужчин как инвесторы.

— Женское инвестирование — совершенно другое. Мужчины, как правило, более информированы, а женщины готовы учиться, они более обучаемы, — согласилась Юлия Кузнецова.

Женские инструменты инвестирования

Считается, что самая популярная консервативная инвестиционная идея в России — это квадратные метры. А особенно, если мы говорим о женских инвестиционных задачах: пассивный доход, накопления на будущее ребенка. Говоря о таких инвестициях, многие подразумевают исключительно жилую недвижимость. Однако, по словам Кристины Недря, на протяжении последних двух лет женщины стали предпочитать покупку коммерческой недвижимости, которая в два раза доходнее.

В ходе дискуссии участники рассказали и о других инструментах сбережения. Что касается предметов искусства как инвестиции, то, как утверждает Виктория Ступина, искусство — это такой актив, который никогда не приобретается только ради денег.
— Там всегда есть элемент страсти, эстетики. Драйверы, которые лежат в сфере эмоций, не подвержены никаким экономическим перепадам. В то же время искусство как ничто другое подходит для долгосрочных инвестиций, которые так любят женщины. Это актив, лучше чего-либо другого подходящий для наследования детям, — отметила Виктория Ступина.

Юлия Кузнецова высказала мнение о том, что женщины хорошо понимают, что рынок – это не всегда долгий срок. Каждая женщина приходит в инвестиции со своей целью, погружается в тему, анализирует риски.

— Когда у меня спрашивают совета о формировании долгосрочного портфеля, я всегда предлагаю облигации. Но их не многие любят покупать из-за низкой доходности. Второе — паевые инвестиционные фонды. Но предпочтительный вариант — это диверсификация — распределение капитала между различными группами активов с целью минимизации рисков, — заявила спикер.

По словам Максима Быковца, из облигаций вполне можно составить портфель, который по доходности будет обгонять депозиты на горизонте 2-3 лет, добавление дивидендных акций в состав портфеля может еще увеличить потенциальную доходность. Но прежде всего для инвестора важно определить риск-профиль и горизонт инвестирования.

Наталья Логинова добавила, что сейчас у инвесторов сильно ограничены возможности по иностранным инвестициям, поэтому деньги, которые зарабатываются в стране, остаются в России. Теоретически это может привести к общему подъему рынка.

Портрет женщины в инвестициях

Как рассказала Вера Подгузова, в этом году для оценки уровня сберегательно-инвестиционной активности населения ПСБ совместно с НИФИ Минфина России и Аналитическим центром НАФИ разработали Индекс, цель которого — представить актуальную информацию об уровне развития инвестиционного сектора. Пилотный замер был презентован на площадке ПМЭФ. Индекс измеряется в пунктах и по итогам замера составил 54 п. из 100 возможных. Полученные данные говорят, что текущий уровень инвестиционно-сберегательной активности ближе к нижней границе среднего.

Так, исследование показывает, что чаще всего кредиты берут трудоустроенные россияне в возрасте от 25 до 44 лет, где женщины занимают долю в 58%. Женщины более ответственно относятся к долговым обязательствам: среди них в два раза меньше тех, кто считает допустимым допустить просрочку.
— Женщины - очень рациональный сегмент населения, обладающий высоким потенциалом инвестирования. При этом очевидно, что этот потенциал необходимо развивать, — прокомментировала Вера Подгузова.
В 2022 году 30% от общего числа опрошенных россиян стали меньше откладывать или перестали это делать вообще. Доля женщин здесь составила 33% против 26% мужчин.

По мнению Веры Подгузовой, такую ситуацию можно исправить, повышая не только финансовую и инвестиционную грамотность женщин, но также их экономический потенциал, предлагая корпоративные программы развития карьеры и всестороннюю поддержку женского предпринимательства.

В целом исследование показало, что самыми популярными способами сбережения и инвестирования, которыми когда-либо пользовались наши сограждане, являются сберегательный счет (34%), покупка валюты (19%), недвижимости (18%), золота и драгоценных металлов (12%). Наличные накопления (36%) и хранение на банковском счете (36%) — самые востребованные и привычные инструменты для россиян. Каждый пятый говорит о желании открыть сберегательный вклад или накопительный счет, каждый десятый хотел бы инвестировать в недвижимость.

Как подытожила Анна Кожухарь, чтобы выйти из зоны комфорта, надо в нее войти, а у нас денег нет. Чтобы они появились, надо заниматься инвестированием, но подходить к этому надо с умом и расчетом.
Пресс-релиз Новость