— VIAVI Solutions производит контрольно-диагностическое оборудование. Почему это важно? Как стыкуются ИT-процессы и человеческий фактор, например, при обеспечении работы бортовых служб авиации или в обеспечении работы связи при чрезвычайных ситуациях?
— После первого трансатлантического перелета Алкока и Брауна прошло всего сто лет, и это не так много, как кажется, для сложной технологической отрасли. Мы с вами сейчас имеем реальные проекты беспилотных гражданских перевозок в обозримом будущем. Современные самолеты уже сегодня максимально автоматизированы, и электронные системы способны к многократному резервированию. Но развитие отрасли влечет за собой и большую ответственность: воздушные суда стали мощнее, увеличились дальность перелетов и количество воздушных судов в небе. Пилот несет куда больше обязательств, чем это было 50 лет назад. При этом требования выросли не столько к летной подготовке, сколько к знанию и понимаю бортовых систем и летных регламентов. Как следствие, контроль техники должен усиливаться, нужна абсолютная уверенность в том, что бортовые службы и системы работают безотказно.
Но если в случае крушения самолета 300 человеческих жертв становятся общенациональной трагедией, то одна человеческая жертва в день остается всего лишь статистикой в Росстате. Сколько в совокупности таких случайных смертей — тысячи, десятки тысяч? Какой процент из этих цифр — сбой сети или отсутствие возможности вызвать скорую? Неработающая рация во время пожара или спецоперации?
Поэтому обеспечение бесперебойной работы сервисов, да и чего угодно, по сути это самый важный шаг на пути к безопасному будущему вне зависимости от отрасли: начиная от авиации и заканчивая операторами связи. Цена ошибки и погоня за мнимой экономией может стоить человеческой жизни. Поддержка оборудования в постоянной готовности и обеспечение бесперебойной работы — вот что нивелирует риски отказа техники в критический момент. Устранение чрезвычайной ситуации — это не только процесс устранения последствий, но и готовность техники. И кроме того, готовность технических средств наряду с человеческой подготовкой становится единственным шансом предотвратить любую аварию и, как следствие, трагедию.
— Есть ли у Вас версии, почему из года в год не снижается число авиакатастроф? Как на самом деле влияют на безопасность ошибки систем? Или всему виной все же человеческий фактор?
— Человеческий фактор всегда идет рука об руку с технологическими процессами. Одной из главных причин является несвоевременное обслуживание воздушных судов — нарушение регламентов обслуживания и несвоевременная диагностика, что приводит к недоверию технического персонала к технике, с которой он работает. США первыми поняли, что необходимо установить определенные стандарты с требованиями к летной годности воздушных судов, выполнение которых как раз приводит к достижению приемлемого на данном этапе уровня технического развития безопасности полетов самолета. Поэтому еще в 1926 году они разработали и ввели в действие первые нормы летной годности самолетов и требований к диагностике бортовых служб.
Давайте обратим внимание на статистику: наименьшее количество авиапроисшествий случилось в 2017 году. Но в то же время, по данным IATA, количество авиационных происшествий на миллион полетов в коммерческой авиации в регионе СНГ составило 4,13. При этом в Северной Америке — 0,57, в Европе — 0,67. Больше, чем в России, происходило катастроф только на Африканском континенте — 6,87.
А уже в 2018 году число жертв выросло в 2,5 раза. Не радует статистика и за 2019 год: в России было в два раза больше человеческих жертв, чем в США и Канаде. При этом парк воздушных судов в Америке в три раза больше, чем в России и странах СНГ. Отдельно стоит отметить, что в России сейчас достаточно молодой парк воздушных судов, значительная доля которых приходится на «Аэрофлот». И это дает понимание нам, что аварии и сбои происходят не из-за того, что используется устаревшая техника, исчерпавшая свой летный ресурс. Значит, необходимо уделить внимание регламентам, обслуживанию, техническим проверкам, диагностике воздушных судов, обучению технического персонала и привлечению повышенного внимания к тому факту, что регламенты должны соблюдаться.
— Этот подход, судя по всему, должен работать и в телеком-отрасли? Есть ли техническая возможность выявлять проблемы и оповещать о них клиента раньше, чем тот с ней столкнется? Это бы снижало негативные эмоции клиентов и, как следствие, их отток, повышало бы уровень ответственности владельцев бизнеса?
— Этот подход должен работать абсолютно в любой отрасли. Вот представьте: если проблема заключается только в том, что невозможно связаться с курьером по доставке пиццы, — это всего лишь досадное недоразумение. Но отказ связи при вызове скорой помощи влечет за собой угрозу жизни. Поэтому компания VIAVI призывает не оставаться статичными — зачем нам снижать отток абонентов, если можно всегда завлечь новых клиентов? Необходимо повышать качество предоставляемых услуг и стараться повысить LTV (life time value — суммарный доход, полученный от одного клиента за все его время пользования товаром или услугой) для каждого абонента или пользователя. Такой подход очень важен и для ИT-компаний с ориентацией на ПО и приложения, и для цифровой экономики в целом. Так как уход «обиженного» пользователя из «цифры» обратно в «окошко» — это не только потерянная выручка для оператора, но и замедление цифровизации в целом. Постоянный рост потребления услуг формирует свои требования к ним, больше половины пользователей прекращают пользоваться приложением или услугой, как только оно начинает работать некорректно.
Экономические реалии заставляют бизнес учитывать ожидания текущих заказчиков и пытаться их удержать. Снижение оттока клиентов в первую очередь начинается с повышения качества и безопасности сервисов — это применимо как к диагностике самолетов, так и к контролю сервисов операторов связи. Контрольно-диагностические инструменты — это первый шаг для выявления причины, устранения и снижения оттока клиентов. На сегодняшний день это один из основных инструментов для стабилизации бизнеса, а если не учитывать или неправильно учитывать этот показатель, это может нанести значительный ущерб бизнесу, поэтому удержать уже имеющегося пользователя или заказчика не менее важно, чем привлечь нового.
— В чем заключается проблема внедрения диагностических инструментов? Ведь именно они в первую очередь могут повлиять на сокращение бюджетов компаний в период кризиса в долгосрочной перспективе.
— Все очень тривиально. Например, операторы связи, принимая решения о внедрении тех или иных систем удаленного мониторинга, при расчете окупаемости сравнивают их со стоимостью специалистов как своих, так и подрядных организаций. И зачастую при стоимости рабочей силы в России решения принимаются не в пользу автоматизированных систем, так как на кону краткосрочная экономия бюджета.
В начале весны на карантин отправлялись целые бригады и смены специалистов, в ряде случаев закрывались целые компании. Найти специалистов для проведения работ было крайне сложно, при этом спрос на услуги связи оказался выше, чем обычно, и это поставило операторов связи в непростое положение, в котором выигрывали те, у кого процессы включения новых абонентов, диагностики или устранения аварий были более автоматизированы.
В этот момент мы увидели существенный спрос на предлагаемые нами решения автоматизации, диагностики и контроля, причем как в сегменте премьер-решений, так и в бюджетном классе, потому что даже нишевым игрокам оказалось трудно решать проблемы и «затыкать образовавшиеся дыры» в рабочей силе.
— Будет ли текущая экономическая ситуация ускорять развитие телеком-рынка и сетей 5G?
— Безусловно, мировая экономическая ситуация станет неким толчком для развития сетей нового поколения. Мы на практике увидели, как в удаленном режиме работы и жизни единственными средствами коммуникации стали мобильная связь и интернет. И связь должна быть бесперебойной. Каждый должен вовремя получить возможность связаться с близким или вызвать службу экстренной помощи. Все это резко повышает ожидание абонентов и запросы на качество для владельцев сетей.
Мы еще долго будем разбираться с последствиями. При этом речь идет не только об экономических аспектах. У людей останется боязнь общественных мест и будет стремление сократить личные контакты. Цифровизация еще какое-то время будет фактором, влияющим как на российскую, так и на мировую экономику, в том числе и посредством конкуренции, повышая требования к бизнесу, предлагающему цифровые решения для удаленной работы и дистанционного потребления. Бизнес-процессам в современных реалиях придется измениться. А автоматизированная вертикаль контроля качества — залог выживания бизнеса в условиях экономического кризиса с минимальными потерями.