Антон Зубихин, первый заместитель генерального директора холдинга «Синара — Транспортные машины»
Сегодня вы презентуете новый полностью отечественный электропоезд. В чем его отличие от поездов предыдущего поколения?
Я думаю, что это праздник не только для нас, но и для всех граждан России. Сегодня мы действительно презентуем электропоезд — «Новую Ласточку», и сегодня же на платформе аэропорта «Кольцово» вы можете его увидеть.
«Новая Ласточка» является прорывным продуктом для «Российских железных дорог». Электропоезд будет сертифицирован в этом году, и первая партия будет поставлена в РЖД. Поезд будет полностью соответствовать всем требованиям компании по импортозамещению: 99,9% всех комплектующих — отечественные. Это позволяет обеспечить технологическую безопасность РЖД на период в, как минимум, 40 лет, потому что мы рассчитываем после поставки первой партии электропоездов заключить контракт на их сервисное обслуживание в течение всего жизненного цикла.
Вторая особенность нашего электропоезда — то, что все программное обеспечение, которое на нем используется, будет российским. Все это говорит о нашей полной технологической независимости от зарубежных поставщиков и, конечно, компании Siemens, которая ранее поставляла нам элементы тягового привода. Могу отметить, что тяговый двигатель, преобразователь, сетевые фильтры и многие другие элементы привода — полностью произведены в России. Этот прорыв группе «Синара» удалось совершить благодаря поддержке Министерства промышленности и лично Дениса Валентиновича Мантурова.
Первый электропоезд после выставки направится на сертификационные испытания. В III квартале мы планируем получить сертификат соответствия, а в IV — поставить первую партию из 60 электропоездов.
Обратите внимание на маску электропоезда. В течение 10 лет мы поставляли электропоезда «Ласточка» с предыдущим дизайном, он стал по сути обликом «Российских железных дорог», и даже на отчете по устойчивому развитию РЖД изображена как раз «Ласточка». Новый дизайн нашего поезда подарит новый облик и РЖД. Помимо дизайна, в электропоезде множество изменений: например, более 250 — в интерьере и экстерьере. Про силовое оборудование я уже говорил.
«Новая Ласточка» является прорывным продуктом для «Российских железных дорог». Электропоезд будет сертифицирован в этом году, и первая партия будет поставлена в РЖД. Поезд будет полностью соответствовать всем требованиям компании по импортозамещению: 99,9% всех комплектующих — отечественные. Это позволяет обеспечить технологическую безопасность РЖД на период в, как минимум, 40 лет, потому что мы рассчитываем после поставки первой партии электропоездов заключить контракт на их сервисное обслуживание в течение всего жизненного цикла.
Вторая особенность нашего электропоезда — то, что все программное обеспечение, которое на нем используется, будет российским. Все это говорит о нашей полной технологической независимости от зарубежных поставщиков и, конечно, компании Siemens, которая ранее поставляла нам элементы тягового привода. Могу отметить, что тяговый двигатель, преобразователь, сетевые фильтры и многие другие элементы привода — полностью произведены в России. Этот прорыв группе «Синара» удалось совершить благодаря поддержке Министерства промышленности и лично Дениса Валентиновича Мантурова.
Первый электропоезд после выставки направится на сертификационные испытания. В III квартале мы планируем получить сертификат соответствия, а в IV — поставить первую партию из 60 электропоездов.
Обратите внимание на маску электропоезда. В течение 10 лет мы поставляли электропоезда «Ласточка» с предыдущим дизайном, он стал по сути обликом «Российских железных дорог», и даже на отчете по устойчивому развитию РЖД изображена как раз «Ласточка». Новый дизайн нашего поезда подарит новый облик и РЖД. Помимо дизайна, в электропоезде множество изменений: например, более 250 — в интерьере и экстерьере. Про силовое оборудование я уже говорил.
Как дальше вы планируете развивать данную платформу? Стоит ли ожидать на ней других моделей поездов?
Это будет наш первый опытный полностью российский электропоезд постоянного тока. В дальнейшем будет создан двухсистемный поезд, который будет эксплуатироваться на всей сети российских железных дорог. А в 2025 году мы планируем выпустить электропоезд уже на аккумуляторных батареях, который будет эксплуатироваться на путях без контактного провода либо на гибридных участках: например, Москва — Иваново, когда электропоезд идет под контактным проводом, а затем на тяговых электробатареях.
Благодаря поддержке Правительства РФ и Михаила Владимировича Мишустина принято стратегическое решение о заключении с РЖД долгосрочных контрактов до 2030−2035 года. Это решение было принято Михаилом Владимировичем на стратегической сессии по развитию промышленности, и сейчас такое поручение дано РЖД — мы благодарны за эту поддержку. За счет долгосрочных контрактов мы можем планировать производство серийной продукции и инвестировать в новые продукты. Так что благодаря этому поручению мы занимаемся освоением новых видов изделий — и после «Ласточки» постоянного тока на следующем этапе будет создана, как я уже говорил, двухсистемная «Ласточка».
Благодаря поддержке Правительства РФ и Михаила Владимировича Мишустина принято стратегическое решение о заключении с РЖД долгосрочных контрактов до 2030−2035 года. Это решение было принято Михаилом Владимировичем на стратегической сессии по развитию промышленности, и сейчас такое поручение дано РЖД — мы благодарны за эту поддержку. За счет долгосрочных контрактов мы можем планировать производство серийной продукции и инвестировать в новые продукты. Так что благодаря этому поручению мы занимаемся освоением новых видов изделий — и после «Ласточки» постоянного тока на следующем этапе будет создана, как я уже говорил, двухсистемная «Ласточка».
Расскажите про ход работ по созданию высокоскоростного поезда?
Разработка и освоение серийного производства высокоскоростных электропоездов идет сейчас очень быстрыми темпами. С учетом поручения Владимира Владимировича Путина по созданию электропоездов к 2028 году, несколько лет назад РЖД и группой «Синара» был создан совместный инжиниринговый центр по проектированию поезда ВСМ. Этот центр размещен в научно-исследовательском центре группы «Синара» и «Трубной металлургической компании» в «Сколково». Сейчас уже созданы базовые компетенции по проектированию таких электропоездов.
В проектировании участвует конструкторское бюро инжиниринговых компетенций завода «Уральские локомотивы». На данный момент закончен эскизный проект поезда. Мы с уверенностью ожидаем, что к 2027 году будет создан первый опытный образец электропоезда со скоростью движения 400 км/час. Этот прототип будет направлен на сертификационные испытания, и в 2028 году будет начато серийное производство. Такие электропоезда будут эксплуатироваться на высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Важно отметить, что эта работа ведется при непосредственной поддержке «Российских железных дорог» и Олега Валентиновича Белозерова.
В проектировании участвует конструкторское бюро инжиниринговых компетенций завода «Уральские локомотивы». На данный момент закончен эскизный проект поезда. Мы с уверенностью ожидаем, что к 2027 году будет создан первый опытный образец электропоезда со скоростью движения 400 км/час. Этот прототип будет направлен на сертификационные испытания, и в 2028 году будет начато серийное производство. Такие электропоезда будут эксплуатироваться на высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Важно отметить, что эта работа ведется при непосредственной поддержке «Российских железных дорог» и Олега Валентиновича Белозерова.