Пресс-центр РБК

«Сбер» обсудил с участниками рынка ключевые тренды в торговле

8 октября 2020 «РБК Конференции» совместно со «Сбер Про» провели отраслевую онлайн-конференцию «#Сберкейс: новые форматы в торговле».

Модератором мероприятия выступил управляющий директор, начальник управления потребительского сектора и торговли департамента ключевых клиентов Сбербанка Александр Юдин. В конференции приняли участие спикеры ведущих компаний в сфере ретейла: директор по маркетингу «Ашана» Галина Ящук, руководитель московского региона ИКЕА в России Алла Черкавская, директор по развитию партнерских логистических программ Ozon Денис Дьяченко, директор управления «Микромаркет» «ВкусВилла» Кирилл Щербаков, а также директор дивизиона «Эквайринг» Сбербанка Дмитрий Малых, заместитель президента Азбуки вкуса Георгий Михайлов.

«Эту встречу мы решили посвятить новым форматам торговли. Сегодня это одна из наиболее динамично меняющихся отраслей, и то, что происходит с ней, действительно впечатляет, — открыл мероприятие Александр Юдин. — Поведение потребителей меняется на глазах, а ретейл придумывает все новые форматы». Причина резкого изменения рынка — в том числе в пандемии и самоизоляции, которые заставили как участников ретейла, так и покупателей по-новому взглянуть на розничную торговлю.

«Изменение форматов и новые технологии необходимы ретейлу, чтобы своевременно отвечать на запросы покупателя, искать новые точки соприкосновения, быть ближе к нему», — пояснил Юдин.

«В мире появляются совершенно новые концепты, и ретейлерам нужно определиться, на что делать ставку».

Юдин отметил, что «Сбер» внимательно следит за тем, что происходит в отрасли и какие инновации и пилоты запускаются ретейлерами: «Мы ставим задачу разобраться, какие форматы будут востребованы в ближайшие несколько лет, какие инновационные решения доступны на рынке и какие из них может предложить экосистема «Сбера».

Более подробно о самих проектах с ретейлерами и различных технологичных решениях на конференции рассказал директор дивизиона «Эквайринг» Сбербанка Дмитрий Малых. Он также отметил, что пандемия и самоизоляция повлияли на рынок розничных покупок: он сместился в сторону онлайн-сервисов и бесконтактной оплаты, а для покупателей стало важным увеличить скорость совершения покупок в онлайне и обезопасить себя при оплате товаров в офлайне.

«Использовать бумажные деньги стало негигиенично, вводить пин-код на клавиатуре — негигиенично. Поэтому мы выбрали несколько векторов развития», — рассказывает Дмитрий Малых. В частности, речь идет об использовании биометрических данных покупателей во время оплаты покупок. Такой инновационный проект используется уже в сети ресторанов «Прайм», а в одном из магазинов «Азбука вкуса» в «Москва Сити» «Сбер» тестирует новую программу pay&go — когда покупатель набирает товары, а система сама считает их стоимость и списывает деньги. Для тех же, кто совершает покупки в интернете, «Сбер» предлагает сервис SberPay, а также использование «Сбер ID» и QR-кодов.

«Вероятно, в ближайшее время мы все будем оплачивать покупки лицом — улыбкой или подмигиванием», — подвел итог по окончании дискуссии Юдин.

Об изменениях рынка и необходимости менять подходы в ретейле говорили и представители самой отрасли. Так, директор по маркетингу «Ашана» Галина Ящук рассказывала, что огромные гипермаркеты на сегодняшний день остановились в развитии и им необходимо предложить клиентам новые сервисы. «Больше ресторанов, кафе, химчисток — весь тот спектр услуг, который нужен покупателям, при этом в самих торговых залах должен кроме длинного пути появиться и короткий», — говорила Ящук. Все дело в том, что люди не хотят тратить много времени, но готовы получить все услуги в одном месте, поэтому покупку продуктов и решение бытовых вопросов для удобства клиентов можно сделать в одном месте.

При этом руководитель московского региона ИКЕА в России Алла Черкавская утверждала, что большие магазины ИКЕА как развивались, так и развиваются, но сеть решила пойти на привлечение новых клиентов и открыла маленькие дизайн-студии кухонь и шкафов. Например, в Тюмени нет большого магазина ИКЕА, но появилась маленькая дизайн-студия.

Также ИКЕА открыла относительно небольшие магазины в торговых центрах в черте города Москвы, например, в ТЦ «Авиапарк». «Если в наши большие магазины один покупатель в среднем возвращается четыре раза в год, то в новые магазины — четыре раза в месяц», — приводила примеры Черкавская.

Интернет-магазин Ozon в последнее время сфокусировался на открытии новых «красивых» пунктов выдачи — с примерочными и детскими уголками. Об этом рассказал директор по развитию партнерских логистических программ Ozon Денис Дьяченко.
«Компания „ВкусВилл“ продолжает внедрять микромаркеты — мини-магазины самообслуживания в офисах и общественных зонах — и уже почти не в шутку подумываем, как добраться до личных холодильников клиентов, чтобы и туда доставлять свежие продукты», — говорит директор управления «Микромаркет» «ВкусВилла» Кирилл Щербаков.

О технологических новинках розничной сети «Азбука вкуса» поделился заместитель президента Георгий Михайлов. Компания заключила партнёрство со стартапом Biolink. Вместе компании будут развивать в России приложение Otri — систему персонализации питания на основе анализов крови с возможностью покупки и доставки продуктов в один клик.

«Еда как таковая, эта наша страсть, и мы живем в этом мире — страсти к еде, и мы обожаем создавать или находить в этом мире самое интересное или самое вкусное для наших покупателей», — выступал на конференции заместитель президента Азбуки вкуса Георгий Михайлов. Однако он отмечал, что даже самый лучший стейк может для некоторых людей нести минимум полезного из-за возможной несовместимости. «Чтобы еда приносила пользу и нужна персонализация питания под кровь» — отметил спикер.