Пресс-центр РБК

Платформа «Мой экспорт»: цифровые услуги на основе потребностей клиентов

РБК на полях ПМЭФ поговорил с Вероникой Никишиной, генеральным директором АО «Российский экспортный центр» (входит в Группу «ВЭБ.РФ»), о возможностях, которые предоставляет цифровая платформа «Мой экспорт», развитии ее сервисов и важности обратной связи от компаний для трансформации экосистемы.

Вероника Олеговна, только что прошла весьма жаркая дискуссия на тему цифровизации мер поддержки. В ней приняли участие клиенты РЭЦ – клиенты платформы «Мой экспорт». В чем значимость и актуальность состоявшегося диалога?

Дискуссия о цифровизации мер поддержки, прошедшая с участием клиентов РЭЦ, клиентов государственной платформы «Мой экспорт», имеет для нас ключевое значение. Мы постоянно стремимся к улучшению и оптимизации наших сервисов, чтобы обеспечить экспортерам более высокую скорость, удобство и эффективность использования платформы и как итог – развитие для их бизнеса. Однако, работая в операционной среде, мы осознаем, что существует опасность утраты контакта с реальными потребностями и ожиданиями наших клиентов.

Подобные мероприятия помогают не только обсудить технические аспекты функционирования платформы, но также выйти за рамки и сосредоточиться на реальных потребностях и ожиданиях клиентов. Мы стремились создать пространство для открытого диалога, где клиенты могут поделиться своим опытом использования платформы, высказать свои пожелания, потребности и предложить идеи по ее улучшению.

Такие дискуссии помогают нам лучше понять, какие инструменты и функциональность нужны нашим клиентам для успешного выхода на зарубежные рынки. Мы стремимся к тому, чтобы платформа «Мой экспорт» не только отвечала текущим потребностям, но и была готова к будущим вызовам и требованиям рынка.

А можете привести пример того, как отзывы клиентов, внимание к их потребностям позволили появиться новой услуге, обеспечив максимальную продуктивность использования платформы «Мой экспорт»?

Отзывы экспортеров являются ключевым фактором, который вдохновляет нас на развитие и служит основой для улучшений. И в этой работе мы, без сомнения, не замедлимся. Приведу пример, как работает такая обратная связь. Часто мы слышали, что компании испытывают трудности в поиске и понимании разнообразных программ поддержки, доступных как на федеральном, так и на региональном уровнях. Многие из программ, сервисов и услуг, несмотря на свою значимость, остаются малоизвестными, хотя могут предложить значительную помощь в экономии ресурсов и упрощении бизнес-процессов для экспортеров.

В ответ на такой запрос от бизнеса в апреле мы запустили Единый электронный каталог государственных услуг и мер поддержки в области внешнеэкономической деятельности. Этот каталог собрал в себе информацию о различных доступных услугах и мерах поддержки, предлагаемых органами власти, институтами поддержки. Его ключевые преимущества включают экономию времени при поиске услуг, прозрачность условий их предоставления и возможность подбора услуг, наиболее подходящих под конкретные нужды пользователя. На данный момент каталог включает более 500 мер поддержки и услуг от более чем 100 федеральных и региональных органов власти, институтов развития и финансовых учреждений, а также от более чем 560 коммерческих организаций.

Как я понимаю, в работе над увеличением количества полезных сервисов на платформе важна не только обратная связь от экспортеров, но и участие других сторон, например регионов. Дополняется ли Единый каталог услуг услугами субъектов РФ?

Да, мы активно дополняем каталог региональными мерами поддержки через платформу «Мой экспорт». На Петербургском международном экономическом форуме запланированы подписания соглашений о сотрудничестве с руководителями регионов Ханты-Мансийского автономного округа, Саратовской области, Вологодской области и Кабардино-Балкарской Республики. Интеграция информационных систем позволит нашим предприятиям получать федеральные и региональные меры поддержки в одном окне. Первое такое соглашение было подписано в июне прошлого года с Московской областью, и уже сейчас компании из Чувашской Республики, Рязанской области, Республики Башкортостан, Оренбургской области и других регионов имеют доступ к федеральным мерам поддержки на своих региональных порталах.

Хочу подчеркнуть, что мы всегда открыты для диалога с нашими экспортерами, коллегами на федеральном и региональном уровне. Мы ценим обратную связь и готовность к совместной работе. Наша общая цель – стабильная и непрерывная работа платформы и ее регулярная модернизация. «Мой экспорт» должен быть лидером в области цифровизации!

Какие возможности предоставляет компаниям цифровая платформа «Мой экспорт»? Какие услуги на ней можно получить?

Услугами платформы «Мой экспорт» может воспользоваться любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в РФ. Все, что нужно, – просто иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и зарегистрироваться в нашей экосистеме. Сейчас на «Моем экспорте» зарегистрировано свыше 30 тысяч индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Это и крупный бизнес, и малые и средние предприятия. Количество заявок, оформленных на платформе, уже превысило полмиллиона. Как показывает статистика, на платформе ежедневно открывается более 3000 активных пользовательских сессий, а порядка 70% компаний, получив одну услугу, возвращаются на «Мой экспорт» снова.

Кого мы ждем на платформе? Наши сервисы рассчитаны как на опытных в экспорте компаний, так и на тех, кто только-только выходит на внешние рынки. Услуги платформы актуальны для всех предприятий, у которых есть экспортные амбиции, вне зависимости от отрасли, размера бизнеса и опыта.

Пользователям на платформе к заказу сейчас доступны 126 услуг. Для сравнения: в 2020 году, когда мы только запустили платформу, услуг было всего 14.

Мы работаем для облегчения работы предпринимателей на внешних рынках, делая ее более доступной и менее сложной. Мы стремимся упростить каждый этап экспортного проекта, поэтому наша платформа предоставляет услуги, охватывающие весь жизненный цикл проекта, – от выбора рынка и установления контактов до организации доставки и освоения новых каналов продаж, таких как маркетплейсы. В конечном итоге наша цифровая платформа помогает российским предпринимателям расширять свое присутствие на международных рынках.

Как работает цифровая платформа, в чем ее основный принцип?

Платформа «Мой экспорт» работает по принципу одного окна во всем, что касается экспорта, включая госуслуги, меры поддержки, коммерческие, информационно-аналитические и финансовые сервисы. Так, зарегистрированная на платформе компания получает доступ к персональному кабинету, который служит универсальным инструментом для оформления необходимых услуг, упрощая выполнение экспортных операций. Мы нацелены на минимизацию бумажной волокиты, ускорение процессов и повышение их прозрачности, стремимся избавить пользователей от необходимости многократного ввода одних и тех же данных.

Для получения услуг не требуется представлять бумажные документы или их сканы. Наши «сервисы-бестселлеры», такие как выдача фитосанитарных сертификатов или получение государственной поддержки для транспортировки товаров, доступны полностью в цифровом формате, что исключает необходимость личного посещения учреждений и сбора обширных пакетов документации для подачи заявления.

Платформа также способствует электронному взаимодействию между различными государственными органами, включая Минпромторг, Минсельхоз, ФТС, ФНС и Россельхознадзор. Таким образом, ведомства имеют прямой доступ ко всей необходимой информации для предоставления услуг, устраняется потребность экспортеров в обращении в разные инстанции.

Одна из услуг платформы – поиск новых рынков сбыта и зарубежных партнеров. Как идет работа по переориентации российского экспорта?

В последние два года российская экономика продолжала адаптироваться к радикальным изменениям геополитического ландшафта для бизнеса. Это перенаправление потоков, разрыв цепочек импортных поставок и уход части западных компаний. Нам удалось избежать радикального спада в торговле: российская продукция востребована за границей (спрос есть и в недружественных странах), успешно продается и вывозится.

В 2023 году на фоне сложных процессов переориентации на новые рынки и в целом негативной конъюнктуры мировой торговли удалось сохранить экспорт в физическом объеме на уровне 2022 года. Важно также отметить, что доля ННЭ в структуре общего экспорта постепенно увеличивается – с 32% (в 2022 г.) до 35% (по итогам 2023 г.).

Доля рынков дружественных стран в российском экспорте в 2023 году достигла 84% против 67% в 2021 году:

– для продукции АПК по итогам 2023 года, по существу, завершена переориентация поставок на рынки дружественных стран. Доля дружественных стран выросла до 91,8% по сравнению с 89,1% в 2022 году и 84,2% в 2021 году;

– доля промышленного экспорта в дружественные страны также существенно возросла – до 79,1% по сравнению с 66,6% в 2022 году и 55,7% в 2021 году.

Результаты прошлого года убедительно доказывают: мы нужны нашим партнерам, на наши товары есть спрос за рубежом, наших экспортеров активно приветствуют. Десятки тысяч предпринимателей, компаний со всей России, разного веса и опыта, из самых разных отраслей поставляют свою продукцию и услуги на внешние рынки, будь то наши соседи в ЕАЭС, страны Африки, Азии и Латинской Америки.

Китай является главным торговым партнером России. Какие факторы способствуют росту поставок из России в Китай?

Действительно, Китай остается главным торговым партнером России. В 2023 году мы перевыполнили планы и дошли до отметки в 240 млрд долларов товарооборота. По итогам первого квартала текущего года наблюдается значительный рост поставок в Китай практически по всем основным товарным группам. Примечательно, что этот рост происходит на фоне сокращения объемов китайского экспорта в США, Японию, Южную Корею и многие другие страны, а также общего замедления мировой торговли.

По последним данным главного таможенного управления Китая, поставки из России в Китай за январь – апрель выросли на 10,2%, составив 43,847 млрд долларов.

Китайская сторона наращивает объем поставок продукции из России. Это, в первую очередь, связано с открытием новых бондовых зон, а также с общим ростом производства в России сельхозпродукции, которая является одной из основных статей экспорта в Китай. В Пекине сохраняют курс на укрепление российско-китайских связей в таких сферах, как энергетика, поставки полезных ископаемых и сельхозпродукции, межрегиональное сотрудничество, электронная коммерция.

Китайские покупатели, дистрибьюторы и власти заинтересованы в российской продукции. Мы видим это в своей работе. Например, наша инициатива по проведению фестивалей-ярмарок «Сделано в России» нашла поддержку у местного бизнеса и у представителей провинций.

И российский, и китайский бизнес заинтересован в развитии сотрудничества, и это доказывается цифрами. В 2023 году мы значительно увеличили рост ННЭ в Китай (+18%), и нам еще есть куда расти. Основой роста мы видим именно товары ННЭ, в том числе конечную потребительскую продукцию. На сегодняшний день доля Китая в структуре российского ННЭ выросла до 16,7%.
В этом году вы участвовали в мероприятии в Харбине. Расскажите об этом подробнее. Как оцениваете итоги работы?

Да, в Харбине в мае прошел второй фестиваль-ярмарка «Сделано в России». Его главная особенность в том, как мы интегрировали несколько форматов продвижения в рамках одного мероприятия в двух локациях.

Во-первых, мы работали на российско-китайском ЭКСПО. Здесь открылась зона кафе, где гости ЭКСПО могли попробовать готовую продукцию наших производителей, а также традиционная ярмарка, которая позволила местным жителям и представителям бизнеса и власти открыть палитру вкусов России и оценить продукцию от 24 компаний. Также на ЭКСПО работала большая бизнес-миссия. Более 70 компаний проводили переговоры с дистрибьюторами, представителями торговых сетей и отраслевых ассоциаций.

За 5 дней работы ЭКСПО компании провели более 350 целевых встреч. Ряд компаний-экспортеров АПК сейчас находится на финишной прямой и оценивает потенциал договоренностей в 1 млрд рублей.

Одновременно фестиваль-ярмарка открылся на центральной пешеходной улице Харбина – Чжунъяндацзе. Уличная ярмарка – это совсем новый для нас формат продвижения, она стала изюминкой нашей программы в Харбине. Тут уже упор делался на местных жителей, конечных потребителей и розничные продажи.

В провинции Хэйлунцзян, которая нас в этот раз принимала, любят и всегда тепло встречают Россию, нашу культуру и продукты в том числе. И, помимо вкуснейшей и высококачественной продукции, в год культурных обменов мы привезли в Китай наши музыкальные традиции.

Если в прошлый раз в Ляонине мы организовали потрясающий балет, то в этот раз в рамках культурной программы фестиваля-ярмарки в Харбинском концертном зале состоялся гала-концерт Российского национального молодежного симфонического оркестра с участием пианиста-виртуоза Лю Шикуня – это лауреат самого первого Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1958 г.). К нему присоединились лауреаты последнего конкурса 2023 года (пианист Сергей Давыденко и Елена Таросян (скрипка)), что очень символично. Гала-концерт включен в программу мероприятий Года перекрестных культурных обменов.

Мы рассчитываем, что такое комплексное продвижение российских производителей под эгидой бренда «Сделано в России» позволит повысить спрос на российские товары на внутреннем рынке Китая как среди рядового населения, так и среди деловых кругов.
Интервью