Пресс-центр РБК

На KazanForum 2023 обсудили развитие международного транспортного коридора «Север — Юг»

17#nbsp;мая на#nbsp;полях XIV Международного экономического форума «Россия#nbsp;— Исламский мир: KazanForum» между Российской Федерацией и#nbsp;Ираном было подписано соглашение о#nbsp;строительстве к#nbsp;2025 году 162#nbsp;км участка железной дороги Решт#nbsp;— Астара, который должен стать частью транспортного коридора «Север#nbsp;— Юг»#nbsp;— глобального инфраструктурного проекта.
МТК «Север#nbsp;— Юг» открывает новые возможности для#nbsp;сотрудничества между Россией и#nbsp;странами исламского мира и#nbsp;способен стать полноценной альтернативой Суэцкому каналу, связав европейскую часть и#nbsp;юг#nbsp;России с#nbsp;южной частью Ирана и#nbsp;открыв выход в#nbsp;Персидский залив. Участниками проекта стали страны каспийского региона, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Россия и#nbsp;Иран, а#nbsp;пользу от#nbsp;новой МТК получат страны Персидского залива, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Пакистан и#nbsp;многие другие.
Андрей Белоусов, первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации, в#nbsp;ходе пленарного заседания Форума отметил важность этого проекта.
«Коридор „Север#nbsp;— Юг“#nbsp;— это одно из#nbsp;наиболее часто упоминаемых понятий за#nbsp;последние два дня форума. Это действительно крупнейший геополитический и#nbsp;геоэкономический инфраструктурный проект текущего десятилетия XXI века, который абсолютно неверно увязывать с#nbsp;санкциями. Проект#nbsp;— это составная часть процесса становления многополярного мира и#nbsp;фундаментальных тенденций переноса мировых центров силы».
Коридор «Север#nbsp;— Юг» проходит по#nbsp;трем маршрутам: транскаспийскому#nbsp;— с#nbsp;использованием портов России и#nbsp;Ирана, западному#nbsp;— через Азербайджан и#nbsp;восточному#nbsp;— через Казахстан, Узбекистан и#nbsp;Туркменистан. В#nbsp;прошлом году произошло важное событие, связанное с#nbsp;коридором «Север#nbsp;— Юг»: заработал восточный маршрут из#nbsp;России, через Казахстан и#nbsp;Туркмению в#nbsp;Иран. Железная дорога Решт#nbsp;— Астара станет последним участком западного маршрута.
О#nbsp;том, как сегодня развивается МТК «Север#nbsp;— Юг», и#nbsp;о#nbsp;перспективах развития новых логистических коридоров между Российской Федерацией и#nbsp;странами#nbsp;— участницами Организации исламского содружества говорили участники круглого стола «Развитие международного транспортного коридора „Север#nbsp;— Юг“».
Президент Российской академии транспорта Александр Мишарин подчеркнул важность подписанного накануне соглашения: «Вчера состоялось по-настоящему знаковое событие: президент Российской Федерации и президент Исламской Республики Иран приняли участие в церемонии подписания соглашения между правительством России и правительством Ирана о сотрудничестве по финансированию и проектированию строительства железнодорожной дороги на территории Ирана, важного участка коридора „Север — Юг“».
2022 год изменил многие транспортно-логистические маршруты для#nbsp;стран Восточной и#nbsp;Центральной Европы, Юго-Восточной Азии, Африки и#nbsp;Латинской Америки. Идея коридора «Север#nbsp;— Юг»#nbsp;— это глобальный проект, объединяющий торговый, гуманитарный и#nbsp;экономический потенциал целого ряда крупнейших государств мира. Идея проекта заключается в#nbsp;формировании гарантированного транспортного коридора с#nbsp;территории стран Европы, России и#nbsp;Средней Азии в#nbsp;порты Персидского залива и#nbsp;далее в#nbsp;Индию, Юго-Восточную Азию и#nbsp;на#nbsp;Ближний Восток. Ускоренные доставки грузов за#nbsp;счет модернизации транспортно-логистической инфраструктуры и#nbsp;создания бесшовной технологии транспортировки в#nbsp;перспективе позволят достигнуть пропускной способности коридора более 100 млн тонн грузов в#nbsp;год.
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин отметил большую важность проекта: «Развитие транспортных коридоров для#nbsp;нашей страны является одной из#nbsp;приоритетных задач, которые нам поставил президент страны Владимир Путин. Маршруты в#nbsp;направлении каспийского региона, Южной и#nbsp;Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива всегда были приоритетными для#nbsp;Российской Федерации».
За#nbsp;последние годы кардинально изменилась геополитическая ситуация, многие страны вынуждены перестраивать логистические цепочки и#nbsp;потоки. К#nbsp;2025 году грузооборот в#nbsp;направлении «Север#nbsp;— Юг» должен вырасти в#nbsp;два раза#nbsp;— до#nbsp;30 млн тонн, а#nbsp;к#nbsp;2023 году до#nbsp;35 млн тонн. Россия постоянно работает над повышением товарооборота между дружественными странами и, безусловно, заинтересована в#nbsp;дальнейшем развитии данного коридора.

Правительство ведет работу по#nbsp;реализации дорожной карты «Развитие транспортной инфраструктуры коридора «Север#nbsp;— Юг». Общий объем инвестиций с#nbsp;2022 по#nbsp;2030 год составляет порядка 280#nbsp;млрд#nbsp;руб. Выделяется три основных маршрута. Западный#nbsp;— через республику Дагестан автомобильным и#nbsp;железнодорожным транспортом в#nbsp;Азербайджан и#nbsp;Иран. Транскаспийский#nbsp;— через Каспийское море морским и#nbsp;речным транспортом из#nbsp;портов Астрахань, Алия и#nbsp;Махачкала по#nbsp;Волге в#nbsp;иранские и#nbsp;туркменские порты. И#nbsp;восточный#nbsp;— через республику Казахстан и#nbsp;Туркмению автомобильным и#nbsp;железнодорожным транспортом.

В#nbsp;рамках проекта на#nbsp;территории России запланировано строительство автомобильных обходов городов Астрахани, Дербента и#nbsp;Хасавюрта, приведение дорожной сети в#nbsp;порядок и#nbsp;увеличение пропускной способности. На#nbsp;это выделены деньги и#nbsp;составлена пятилетняя программа. Последние три года планы по#nbsp;дорожному строительству перевыполняются.

Для#nbsp;повышения пропускной способности государственной границы строится железнодорожный пункт пропуска «Дербент» и#nbsp;реконструируются действующие пункты. Развиваются порты каспийского бассейна в#nbsp;Астраханской области и#nbsp;Республике Дагестан, проводится реконструкция и#nbsp;дноуглубительные работы в#nbsp;районе акватории Волго-Каспийского морского судоходного канала.

Реализуется строительство автомобильной дороги М-12 Москва#nbsp;— Нижний Новгород#nbsp;— Казань, планируется развитие этой дороги до#nbsp;Екатеринбурга, до#nbsp;Челябинска, до#nbsp;Тюмени и#nbsp;дальше: вдоль всей границы Казахстана, Монголии и#nbsp;Китая до#nbsp;Владивостока. Ведется работа по#nbsp;синхронизации дорожной сети с#nbsp;Казахстаном, Туркменистаном и#nbsp;Таджикистаном, Азербайджаном, Узбекистаном, Ираком, Индией, Исламской Республикой Иран, чтобы не#nbsp;возникало узких мест на#nbsp;маршруте и#nbsp;экономика инфраструктурных проектов работала ритмично.

Важно пересмотреть формальности и#nbsp;требования к#nbsp;документации по#nbsp;перевозке импортных, экспортных и#nbsp;транзитных грузов, чтобы обеспечить бесшовную логистику, в#nbsp;том числе в#nbsp;части обмена разрешениями на#nbsp;грузоперевозки.
Раис Республики Татарстан, председатель группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» Рустам Минниханов выразил уверенность в том, что «транспортный коридор „Север — Юг“ при должном развитии станет одним из ключевых элементов транспортной логистики в Евразии… Татарстан готов оказывать необходимое содействие реализации проекта. Проведение мероприятий по обсуждению вопросов развития коридора „Север — Юг“ в рамках казанского форума стало доброй традицией, и сегодня мы видим уже реальные результаты».

Постройка МТК «Север#nbsp;— Юг» имеет особое значение для#nbsp;Евразийского экономического союза как важный альтернативный коридор экономического развития и#nbsp;как ответ на#nbsp;экономическое и#nbsp;политическое влияние Евросоюза. Запуск коридора способствует созданию макрорегиональной транспортной логистической системы евразийской транспортной структуры и#nbsp;закладывает условия для#nbsp;развития торговых и#nbsp;инвестиционных отношений внутри Евразии, что отвечает долгосрочным экономическим интересам многих стран.

Помимо расширения торговли, развитие транспортного коридора «Север#nbsp;— Юг» стимулирует строительство сухих портов, индустриальных портов, особых экономических зон и#nbsp;транзитных маршрутов. Оно облегчит сотрудничество производственных товаров и#nbsp;услуг, а#nbsp;также ускорит создание новых производственных и#nbsp;логистических цепочек между членами евразийского экономического союза и#nbsp;крупными развивающимися странами Персидского залива, включая Иран, Индию и#nbsp;Пакистан.
Заместитель председателя Кабинета министров Туркмении по#nbsp;транспорту и#nbsp;связи Мамметхан Чакыев от#nbsp;лица президента подчеркнул готовность и#nbsp;далее развивать взаимовыгодное партнерство по#nbsp;всем направлениям, в#nbsp;том числе в#nbsp;транспортном секторе.
«Туркмения играет важную роль в#nbsp;развитии глобальных цепочек поставок. Международный транспортный коридор „Север#nbsp;— Юг“ является ключевым компонентом этой системы».
Активно ведется работа по#nbsp;присоединению Туркменистана к#nbsp;международному соглашению по#nbsp;коридору «Север#nbsp;— Юг», в#nbsp;развитие транспортной инфраструктуры страны вложены крупные инвестиции. Расширение подвижного состава национальных железнодорожных позволит в#nbsp;полной мере использовать потенциал этого коридора и#nbsp;его восточного маршрута.

Особым спросом пользуются приграничные зоны Туркменистана. Для#nbsp;развития мультимодальных перевозок в#nbsp;этом сегменте задействованы ресурсы частных грузовых терминалов в#nbsp;приграничных зонах, чтобы создать условия, которые позволяют реализовать транзитный потенциал региона, обеспечить удобство и#nbsp;безопасность грузовых перевозок, а#nbsp;также улучшить таможенные логистические услуги.

Наращиваются перевозки через Каспийское море, подписан меморандум о#nbsp;создании логистического центра в#nbsp;Туркменистане, готовится строительство новой автомагистрали до#nbsp;границы Казахстана. Прорабатывается внедрение инновационных интеллектуальных решений. Не#nbsp;менее важно разрабатывать и#nbsp;внедрять цифровые технологии в#nbsp;сфере транспорта и#nbsp;логистики, чтобы обеспечить прозрачность, надежность и#nbsp;безопасность грузоперевозок, снизить бюрократические барьеры и#nbsp;ускорить обработку грузов.
Государственный министр внешней торговли ОАЭ Тани бин Ахмед Аль-Зеюди подчеркнул важность и#nbsp;актуальность проекта в#nbsp;текущих условиях: «Пандемия оказала сильное влияние. Сейчас мы#nbsp;пытаемся восстановиться и#nbsp;найти новые решения, чтобы вернуться к#nbsp;тем экономическим показателям, которые были до#nbsp;нее. Коридор „Север#nbsp;— Юг“#nbsp;— один из#nbsp;самых перспективных проектов. Для#nbsp;нас это ключевой проект, который позволит развивать наш рынок и#nbsp;сотрудничать с#nbsp;другими странами в#nbsp;рамках протеста глобализации, которую мы#nbsp;наблюдаем сейчас. Мы#nbsp;видим потенциал внедрения этого проекта, который позволит объединить все существующие маршруты компании Объединенных Арабских Эмиратов и#nbsp;готовы присоединиться к#nbsp;этому проекту».

МТК «Север#nbsp;— Юг» дает новые возможности развития крупнейших портов в#nbsp;Персидском заливе, возможности создания крупнейших игроков на#nbsp;мировом логистическом рынке. Это то, чего мы#nbsp;не#nbsp;могли сделать по#nbsp;разным причинам последние три сотни лет.
Алиреза Пейман-Пак, первый заместитель министра сельского хозяйства Ирана, поблагодарил участников и#nbsp;предложил не#nbsp;останавливаться на#nbsp;достигнутом и#nbsp;развивать достигнутый успех.
«Благодаря большой поддержке президента Ирана и#nbsp;президента России мы#nbsp;создаем железную дорогу. Но#nbsp;хотел#nbsp;бы отметить важность морской дороги по#nbsp;Каспийскому морю. Мы#nbsp;можем краткосрочно использовать этот вариант, чтобы реализовать все 30 млн тонн грузов по#nbsp;морской дороге, пока строится железная. Иран планирует приобрести 20 кораблей для#nbsp;строительства этого участка железной дороги. А#nbsp;в#nbsp;ближайшей перспективе стране потребуется 800 кораблей, чтобы поддерживать огромный поток грузов, а#nbsp;также развить инфраструктуру в#nbsp;портах Ирана».
Саид Бен Хамуд Аль-Маавали, министр транспорта, коммуникации и#nbsp;информационных технологий Султаната Оман, подчеркнул: «Транспортные коридоры и#nbsp;маршруты обеспечивают хорошее будущее и#nbsp;помогают процветанию. Поэтому мы#nbsp;всегда прилагаем усилия для#nbsp;развития таких проектов. Мы#nbsp;еще в#nbsp;начале этого процесса поддерживали заключение важных соглашений и#nbsp;увеличение объемов внешней торговли, у#nbsp;нас всегда были хорошие торговые отношения со#nbsp;многими странами. Благодаря нашему выгодному географическому положению у#nbsp;нас хорошо развита инфраструктура портов и#nbsp;есть возможность обслуживать большой объем грузов#nbsp;— это уникальная особенность нашего крупного порта, который является единственным в#nbsp;своем роде на#nbsp;Ближнем Востоке».
У#nbsp;Султаната Оман хорошая дорожная инфраструктура, логистический бизнес постоянно развивается и#nbsp;растет. В#nbsp;стране готовы к#nbsp;увеличению объемов перевозок до#nbsp;130 млн тонн, и#nbsp;участие в#nbsp;проекте дает возможность поддерживать такие объемы в#nbsp;новых условиях.
Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин рассказал о#nbsp;том, как происходит реализация проекта: «Астраханская область является одним из#nbsp;ключевых транспортных узлов транспортного коридора. На#nbsp;базе Астрахани создается мощный транзитный узел, который усилит уже существующую инфраструктуру позволяющую пропускать 16 млн тонн. Идет стабильный рост объемов перевалки. Для#nbsp;поддержки этого кластера будет создаваться вся необходимая инфраструктура. В#nbsp;2024 году планируется запуск новых терминалов, которые повысят перевалочные мощности».
В#nbsp;настоящее время ведется работа по#nbsp;строительству обходов Астрахани, которые существенно увеличат эффективность транспортного коридора и#nbsp;освободят улицы Астрахани. Астраханские верфи приступили к#nbsp;строительству четырех новых контейнеровозов, которые будут запущены к#nbsp;2025 году. Всего планируется выпустить 25 таких судов.

Комплексная реконструкция судоходного канала завершится до#nbsp;2027 года. Волжский путь в#nbsp;коридоре «Север#nbsp;— Юг» имеет колоссальный потенциал. Интеграция регионов страны в#nbsp;транспортный коридор станет дополнительным драйвером социально-экономического развития.

МТК «Север#nbsp;— Юг», планомерная работа над которым ведется не#nbsp;первый год, становится все более заметным международным транспортным проектом. Всего через несколько лет дорожная сеть МТК будет объединена и#nbsp;начнется полноценный запуск проекта, который обязательно окажет благотворное действие на#nbsp;экономику стран-участников.
2023-05-25 11:13 Новость Пресс-релиз