17 мая на полях XIV Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum» между Российской Федерацией и Ираном было подписано соглашение о строительстве к 2025 году 162 км участка железной дороги Решт — Астара, который должен стать частью транспортного коридора «Север — Юг» — глобального инфраструктурного проекта.
МТК «Север — Юг» открывает новые возможности для сотрудничества между Россией и странами исламского мира и способен стать полноценной альтернативой Суэцкому каналу, связав европейскую часть и юг России с южной частью Ирана и открыв выход в Персидский залив. Участниками проекта стали страны каспийского региона, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Россия и Иран, а пользу от новой МТК получат страны Персидского залива, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Пакистан и многие другие.
Андрей Белоусов, первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации, в ходе пленарного заседания Форума отметил важность этого проекта.
«Коридор „Север — Юг“ — это одно из наиболее часто упоминаемых понятий за последние два дня форума. Это действительно крупнейший геополитический и геоэкономический инфраструктурный проект текущего десятилетия XXI века, который абсолютно неверно увязывать с санкциями. Проект — это составная часть процесса становления многополярного мира и фундаментальных тенденций переноса мировых центров силы».
Коридор «Север — Юг» проходит по трем маршрутам: транскаспийскому — с использованием портов России и Ирана, западному — через Азербайджан и восточному — через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. В прошлом году произошло важное событие, связанное с коридором «Север — Юг»: заработал восточный маршрут из России, через Казахстан и Туркмению в Иран. Железная дорога Решт — Астара станет последним участком западного маршрута.
О том, как сегодня развивается МТК «Север — Юг», и о перспективах развития новых логистических коридоров между Российской Федерацией и странами — участницами Организации исламского содружества говорили участники круглого стола «Развитие международного транспортного коридора „Север — Юг“».
Президент Российской академии транспорта Александр Мишарин подчеркнул важность подписанного накануне соглашения: «Вчера состоялось по-настоящему знаковое событие: президент Российской Федерации и президент Исламской Республики Иран приняли участие в церемонии подписания соглашения между правительством России и правительством Ирана о сотрудничестве по финансированию и проектированию строительства железнодорожной дороги на территории Ирана, важного участка коридора „Север — Юг“».
2022 год изменил многие транспортно-логистические маршруты для стран Восточной и Центральной Европы, Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Идея коридора «Север — Юг» — это глобальный проект, объединяющий торговый, гуманитарный и экономический потенциал целого ряда крупнейших государств мира. Идея проекта заключается в формировании гарантированного транспортного коридора с территории стран Европы, России и Средней Азии в порты Персидского залива и далее в Индию, Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток. Ускоренные доставки грузов за счет модернизации транспортно-логистической инфраструктуры и создания бесшовной технологии транспортировки в перспективе позволят достигнуть пропускной способности коридора более 100 млн тонн грузов в год.
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин отметил большую важность проекта: «Развитие транспортных коридоров для нашей страны является одной из приоритетных задач, которые нам поставил президент страны Владимир Путин. Маршруты в направлении каспийского региона, Южной и Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива всегда были приоритетными для Российской Федерации».
За последние годы кардинально изменилась геополитическая ситуация, многие страны вынуждены перестраивать логистические цепочки и потоки. К 2025 году грузооборот в направлении «Север — Юг» должен вырасти в два раза — до 30 млн тонн, а к 2023 году до 35 млн тонн. Россия постоянно работает над повышением товарооборота между дружественными странами и, безусловно, заинтересована в дальнейшем развитии данного коридора.
Правительство ведет работу по реализации дорожной карты «Развитие транспортной инфраструктуры коридора «Север — Юг». Общий объем инвестиций с 2022 по 2030 год составляет порядка 280 млрд руб. Выделяется три основных маршрута. Западный — через республику Дагестан автомобильным и железнодорожным транспортом в Азербайджан и Иран. Транскаспийский — через Каспийское море морским и речным транспортом из портов Астрахань, Алия и Махачкала по Волге в иранские и туркменские порты. И восточный — через республику Казахстан и Туркмению автомобильным и железнодорожным транспортом.
В рамках проекта на территории России запланировано строительство автомобильных обходов городов Астрахани, Дербента и Хасавюрта, приведение дорожной сети в порядок и увеличение пропускной способности. На это выделены деньги и составлена пятилетняя программа. Последние три года планы по дорожному строительству перевыполняются.
Для повышения пропускной способности государственной границы строится железнодорожный пункт пропуска «Дербент» и реконструируются действующие пункты. Развиваются порты каспийского бассейна в Астраханской области и Республике Дагестан, проводится реконструкция и дноуглубительные работы в районе акватории Волго-Каспийского морского судоходного канала.
Реализуется строительство автомобильной дороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань, планируется развитие этой дороги до Екатеринбурга, до Челябинска, до Тюмени и дальше: вдоль всей границы Казахстана, Монголии и Китая до Владивостока. Ведется работа по синхронизации дорожной сети с Казахстаном, Туркменистаном и Таджикистаном, Азербайджаном, Узбекистаном, Ираком, Индией, Исламской Республикой Иран, чтобы не возникало узких мест на маршруте и экономика инфраструктурных проектов работала ритмично.
Важно пересмотреть формальности и требования к документации по перевозке импортных, экспортных и транзитных грузов, чтобы обеспечить бесшовную логистику, в том числе в части обмена разрешениями на грузоперевозки.
Правительство ведет работу по реализации дорожной карты «Развитие транспортной инфраструктуры коридора «Север — Юг». Общий объем инвестиций с 2022 по 2030 год составляет порядка 280 млрд руб. Выделяется три основных маршрута. Западный — через республику Дагестан автомобильным и железнодорожным транспортом в Азербайджан и Иран. Транскаспийский — через Каспийское море морским и речным транспортом из портов Астрахань, Алия и Махачкала по Волге в иранские и туркменские порты. И восточный — через республику Казахстан и Туркмению автомобильным и железнодорожным транспортом.
В рамках проекта на территории России запланировано строительство автомобильных обходов городов Астрахани, Дербента и Хасавюрта, приведение дорожной сети в порядок и увеличение пропускной способности. На это выделены деньги и составлена пятилетняя программа. Последние три года планы по дорожному строительству перевыполняются.
Для повышения пропускной способности государственной границы строится железнодорожный пункт пропуска «Дербент» и реконструируются действующие пункты. Развиваются порты каспийского бассейна в Астраханской области и Республике Дагестан, проводится реконструкция и дноуглубительные работы в районе акватории Волго-Каспийского морского судоходного канала.
Реализуется строительство автомобильной дороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань, планируется развитие этой дороги до Екатеринбурга, до Челябинска, до Тюмени и дальше: вдоль всей границы Казахстана, Монголии и Китая до Владивостока. Ведется работа по синхронизации дорожной сети с Казахстаном, Туркменистаном и Таджикистаном, Азербайджаном, Узбекистаном, Ираком, Индией, Исламской Республикой Иран, чтобы не возникало узких мест на маршруте и экономика инфраструктурных проектов работала ритмично.
Важно пересмотреть формальности и требования к документации по перевозке импортных, экспортных и транзитных грузов, чтобы обеспечить бесшовную логистику, в том числе в части обмена разрешениями на грузоперевозки.
Раис Республики Татарстан, председатель группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» Рустам Минниханов выразил уверенность в том, что «транспортный коридор „Север — Юг“ при должном развитии станет одним из ключевых элементов транспортной логистики в Евразии… Татарстан готов оказывать необходимое содействие реализации проекта. Проведение мероприятий по обсуждению вопросов развития коридора „Север — Юг“ в рамках казанского форума стало доброй традицией, и сегодня мы видим уже реальные результаты».
Постройка МТК «Север — Юг» имеет особое значение для Евразийского экономического союза как важный альтернативный коридор экономического развития и как ответ на экономическое и политическое влияние Евросоюза. Запуск коридора способствует созданию макрорегиональной транспортной логистической системы евразийской транспортной структуры и закладывает условия для развития торговых и инвестиционных отношений внутри Евразии, что отвечает долгосрочным экономическим интересам многих стран.
Помимо расширения торговли, развитие транспортного коридора «Север — Юг» стимулирует строительство сухих портов, индустриальных портов, особых экономических зон и транзитных маршрутов. Оно облегчит сотрудничество производственных товаров и услуг, а также ускорит создание новых производственных и логистических цепочек между членами евразийского экономического союза и крупными развивающимися странами Персидского залива, включая Иран, Индию и Пакистан.
Заместитель председателя Кабинета министров Туркмении по транспорту и связи Мамметхан Чакыев от лица президента подчеркнул готовность и далее развивать взаимовыгодное партнерство по всем направлениям, в том числе в транспортном секторе.
«Туркмения играет важную роль в развитии глобальных цепочек поставок. Международный транспортный коридор „Север — Юг“ является ключевым компонентом этой системы».
Активно ведется работа по присоединению Туркменистана к международному соглашению по коридору «Север — Юг», в развитие транспортной инфраструктуры страны вложены крупные инвестиции. Расширение подвижного состава национальных железнодорожных позволит в полной мере использовать потенциал этого коридора и его восточного маршрута.
Особым спросом пользуются приграничные зоны Туркменистана. Для развития мультимодальных перевозок в этом сегменте задействованы ресурсы частных грузовых терминалов в приграничных зонах, чтобы создать условия, которые позволяют реализовать транзитный потенциал региона, обеспечить удобство и безопасность грузовых перевозок, а также улучшить таможенные логистические услуги.
Наращиваются перевозки через Каспийское море, подписан меморандум о создании логистического центра в Туркменистане, готовится строительство новой автомагистрали до границы Казахстана. Прорабатывается внедрение инновационных интеллектуальных решений. Не менее важно разрабатывать и внедрять цифровые технологии в сфере транспорта и логистики, чтобы обеспечить прозрачность, надежность и безопасность грузоперевозок, снизить бюрократические барьеры и ускорить обработку грузов.
Особым спросом пользуются приграничные зоны Туркменистана. Для развития мультимодальных перевозок в этом сегменте задействованы ресурсы частных грузовых терминалов в приграничных зонах, чтобы создать условия, которые позволяют реализовать транзитный потенциал региона, обеспечить удобство и безопасность грузовых перевозок, а также улучшить таможенные логистические услуги.
Наращиваются перевозки через Каспийское море, подписан меморандум о создании логистического центра в Туркменистане, готовится строительство новой автомагистрали до границы Казахстана. Прорабатывается внедрение инновационных интеллектуальных решений. Не менее важно разрабатывать и внедрять цифровые технологии в сфере транспорта и логистики, чтобы обеспечить прозрачность, надежность и безопасность грузоперевозок, снизить бюрократические барьеры и ускорить обработку грузов.
Государственный министр внешней торговли ОАЭ Тани бин Ахмед Аль-Зеюди подчеркнул важность и актуальность проекта в текущих условиях: «Пандемия оказала сильное влияние. Сейчас мы пытаемся восстановиться и найти новые решения, чтобы вернуться к тем экономическим показателям, которые были до нее. Коридор „Север — Юг“ — один из самых перспективных проектов. Для нас это ключевой проект, который позволит развивать наш рынок и сотрудничать с другими странами в рамках протеста глобализации, которую мы наблюдаем сейчас. Мы видим потенциал внедрения этого проекта, который позволит объединить все существующие маршруты компании Объединенных Арабских Эмиратов и готовы присоединиться к этому проекту».
МТК «Север — Юг» дает новые возможности развития крупнейших портов в Персидском заливе, возможности создания крупнейших игроков на мировом логистическом рынке. Это то, чего мы не могли сделать по разным причинам последние три сотни лет.
Алиреза Пейман-Пак, первый заместитель министра сельского хозяйства Ирана, поблагодарил участников и предложил не останавливаться на достигнутом и развивать достигнутый успех.
«Благодаря большой поддержке президента Ирана и президента России мы создаем железную дорогу. Но хотел бы отметить важность морской дороги по Каспийскому морю. Мы можем краткосрочно использовать этот вариант, чтобы реализовать все 30 млн тонн грузов по морской дороге, пока строится железная. Иран планирует приобрести 20 кораблей для строительства этого участка железной дороги. А в ближайшей перспективе стране потребуется 800 кораблей, чтобы поддерживать огромный поток грузов, а также развить инфраструктуру в портах Ирана».
Саид Бен Хамуд Аль-Маавали, министр транспорта, коммуникации и информационных технологий Султаната Оман, подчеркнул: «Транспортные коридоры и маршруты обеспечивают хорошее будущее и помогают процветанию. Поэтому мы всегда прилагаем усилия для развития таких проектов. Мы еще в начале этого процесса поддерживали заключение важных соглашений и увеличение объемов внешней торговли, у нас всегда были хорошие торговые отношения со многими странами. Благодаря нашему выгодному географическому положению у нас хорошо развита инфраструктура портов и есть возможность обслуживать большой объем грузов — это уникальная особенность нашего крупного порта, который является единственным в своем роде на Ближнем Востоке».
У Султаната Оман хорошая дорожная инфраструктура, логистический бизнес постоянно развивается и растет. В стране готовы к увеличению объемов перевозок до 130 млн тонн, и участие в проекте дает возможность поддерживать такие объемы в новых условиях.
Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин рассказал о том, как происходит реализация проекта: «Астраханская область является одним из ключевых транспортных узлов транспортного коридора. На базе Астрахани создается мощный транзитный узел, который усилит уже существующую инфраструктуру позволяющую пропускать 16 млн тонн. Идет стабильный рост объемов перевалки. Для поддержки этого кластера будет создаваться вся необходимая инфраструктура. В 2024 году планируется запуск новых терминалов, которые повысят перевалочные мощности».
В настоящее время ведется работа по строительству обходов Астрахани, которые существенно увеличат эффективность транспортного коридора и освободят улицы Астрахани. Астраханские верфи приступили к строительству четырех новых контейнеровозов, которые будут запущены к 2025 году. Всего планируется выпустить 25 таких судов.
Комплексная реконструкция судоходного канала завершится до 2027 года. Волжский путь в коридоре «Север — Юг» имеет колоссальный потенциал. Интеграция регионов страны в транспортный коридор станет дополнительным драйвером социально-экономического развития.
МТК «Север — Юг», планомерная работа над которым ведется не первый год, становится все более заметным международным транспортным проектом. Всего через несколько лет дорожная сеть МТК будет объединена и начнется полноценный запуск проекта, который обязательно окажет благотворное действие на экономику стран-участников.
Комплексная реконструкция судоходного канала завершится до 2027 года. Волжский путь в коридоре «Север — Юг» имеет колоссальный потенциал. Интеграция регионов страны в транспортный коридор станет дополнительным драйвером социально-экономического развития.
МТК «Север — Юг», планомерная работа над которым ведется не первый год, становится все более заметным международным транспортным проектом. Всего через несколько лет дорожная сеть МТК будет объединена и начнется полноценный запуск проекта, который обязательно окажет благотворное действие на экономику стран-участников.