Пресс-центр РБК

Наталья Зубаревич на KazanSummit 2022: будущее российской экономики

В ходе международного саммита KazanSummit 2022, проходившего с 19 по 21 мая в Казани, экономико-географ, специалист в области социально-экономического развития регионов, профессор кафедры социально-экономической географии Московского Государственного университета, один из самых содержательных, популярных и  доступных экономистов и социокультурных мыслителей современности — Наталья Васильевна Зубаревич дала интервью ведущему РБК Кириллу Токареву.

Кирилл Токарев, ведущий РБК: Насколько современная экономическая наука — макроэкономика, микроэкономика и экономика во всех проявлениях справляется с просчетом и анализом того, что сейчас происходит? Насколько точно мы можем описать и тем более спрогнозировать все то, что происходит сейчас с российской экономикой и с экономикой регионов на самых разных уровнях?

Экономгеограф, профессор МГУ Наталья Зубаревич: В условиях высочайшей неопределенности любой прогноз неблагодарное занятие. Слишком много нерассчитываемых вводных. Но все равно пытаются. Не далее, как вчера, «Коммерсант» опубликовал два прогноза от Минэкономики — базовый и рисковый. В базовом прогнозе мы будем иметь спад ВВП 6,5%, в рисковом под 8%. Это уже не 10-12%, как было раньше. Значит решили, что будет полегче немножко. Спадовые инвестиции в прогнозе где-то 18%, по памяти, рисковые больше 20%. 

Спад доходов населения идет с первого квартала. В базовом прогнозе он составил 6%, в рисковом под 8%. Но самые главные цифры в прогнозе от Минэкономики, что доходы россиян, которые мы имели в 2021 году, восстановятся только в 2025 году. Из рискового и базового прогноза снижаться доходы продолжат не только в 2022, но и в 2023 году. Разница только в том, что в базовом прогнозе спад будет совсем небольшой, а по рисковому он продолжится на уровне 3%.

Как вы относитесь к оценке всемирного банка относительно того, что уже в 2023 году экономика России вернется к росту?

Мне трудно залезть в чужую голову. 

Не разделяете подобную оценку?

Скорее нет.

Как бы вы еще, помимо цифр, описали системно то, что сейчас происходит с российской экономикой?

Российская экономика влетает в сильный спад. По сравнению с предыдущими кризисами это сильный и достаточно затяжной спад. Пессимисты могут обрисовать его латинской буквой L. Оптимисты могут сказать что у этой буквы есть все-таки хвостик вверх.

Насколько нижняя планка буквы L может быть длительной, если Минэкономики говорит что 2 года? 

Не вижу причин не верить уважаемому профильному Министерству. Я отталкиваюсь от данных по нашей стране за 20 лет, которые показывают относительно развитые регионы с более высоким душевым ВВП.

Все эти регионы имеют экспортную ориентацию. А на глобальном рынке сейчас, видимо, будут основные потери или ограничения. Часть из этих регионов имеет крупнейшие города миллионники с развитым сектором услуг.

На графиках выделяется Татарстан, который стоит как скала и никогда не падал относительно среднего по стране. Это и сырьевой, и экспортный регион с продвинутыми технологическими и обрабатывающими отраслями. Но риски сейчас повышены для всех. 


Что нам ждать от динамики этого кризиса?

Первый кризис был ковидный, падали мы в него здорово. Выходили медленно. Например, занятость показала рост на начало 2022 года, но это не рост, а компенсация падения. По доходам реальный рост у нас начался только в конце 2018 года, но в ковидный кризис падение этого показателя уже было очень сильным.

Все было закрыто, соответственно отскок случился ровно через год — это эффект низкой базы. Потом мы быстро довольно выходили из ковидного кризиса и падение доходов населения на 1,2% в первом квартале 2022 — это разгоняющаяся инфляция, которая сожрала доходы российского населения.

Во втором квартале, скорее всего, падение будет более сильным. Уже ясно видно, что под ударом весь автопром — Haval встал, Mazda встала. Остался ГАЗ но без Volkswagen. И остался ВАЗ. На плаву останется то, что не включено в глобальной операционные цепочки. Все помнят, что такое российская «буханка»? Эти автомобили вечны их убить нельзя — там нет импортных комплектующих. Это наше все.

По недвижимости. В регионах транспортного, энергетического и нефтегазового машиностроения мы смогли развить и улучшить это направление. Сделано немало. Но это сделано всегда с привлечением международных технологий и бизнеса. Поэтому я просто здесь дам два примера: как грохнулись производства разных видов российского оборудования и технологически более продвинутое машиностроение потому, что там много импортных комплектующих.

Регионы ТЭК и нефтехимии — здесь самая жесткая картина будет по угольной отрасли. Потому, что с августа перекрывается экспорт угля на Европу. Это 50 млн тонн угля, которые не перенаправить в Китай по Транссибу, так как он полностью загружен.

Угольные регионы традиционно считаются депрессивными. Что будет с ними дальше? Они станут крайне депрессивными или падать им уже просто некуда?

Не соглашусь. Кемерово выглядит угрюмо, но это 56% всего производства угля в стране. Более, чем на треть, эта добыча экспортная — мы смогли пробиться на международные рынки. Да и с точки зрения технологической модернизации отрасли в отношении ее прибыльности сделано очень многое. 


Ранее для этого региона планировался постепенный уход от угольной генерации. Тренд на зеленую экономику для угольных регионов и для страны в целом продолжится, или текущая ситуация поставила крест на этом направлении?

Зеленый тренд ускорился до такой степени, что много людей могут потерять свои рабочие места. И речь про шоковые, а не управляемые изменения. Это плохо всегда.
Дальше у нас идут нефтепродукты. Эта отрасль переполнена мазутом и дизтопливом. Автолюбителей я поздравляю — бензин нынче стал дешевле. Но при этом закрываются отдельные колонны по перегонке нефти.

Кстати, о зеленой экономике — нефтезаводы вынесли предложения топить мазутом. Это самый грязный вид топлива после угля. Все потому, что его просто некуда девать. Проблема перенаправления нефти и нефтепродуктов до конца вряд ли будет решена.
Частично продадим на Индию и на другие рынки сбыта, но не сможем заместить те объемы, которые покупали так называемые недружественные страны. Минэкономразвития дает прогноз на падение объемов нефтедобычи примерно в 17%. При этом процесс перегонки нефти такой, что вы одновременно производите и мазут, и авиакеросин, и дизтопливо, и бензин. Вы не можете произвести только бензин. И здесь возникают сложности с реализацией сопутствующих продуктов. Раньше современные заводы в Западной Европе второй раз перегоняли наш мазут и получали светлые фракции. Теперь его продавать некуда.

Машиностроение. Казаньоргсинтез, Нижнекамскнефтехим и далее по списку — поставляли в основном на Европу и Штаты. Китайцам столько не надо, они много производят своего металла. Самая тяжелая ситуация по местам, где собственники под санкцииями. Целлюлоза и лесопереработка потеряют рынки сбыта Евросоюза. Шанс есть больше гнать на Турцию на другие рынки. Китай бы все взял, но как перевозить, если Транссиб уже загружен по полной.

Чем все это обернется для российского бизнеса?

Я верю в российский бизнес. Российский бизнес выживет, так как давно работает в кислотной среде. Нечеловеческими усилиями владельцы бизнеса какие-то логистические цепочки построят, но потеряют значительную часть маржи — это должны тоже понимать. Логистика становится дороже.

Минэкономики дает прогноз падения инвестиций например на 17-20%, как это отразится на экономике?

Москва все последние годы наращивала свою долю в инвестиции. По ней стукнет сильнее. Однако Москва вряд ли потеряет свою долю в инвестициях, а вот в остальных регионах инвестиционная активность скорее всего будут сжиматься.

А что будет со строительной отраслью?

Давайте отталкиваться от Татарстана, который всегда гордился тем, что он хорошо строил. В настоящий момент, к сожалению, он уступил лидерство в душевом расчете Тюменской области и Калининграду. Однако сейчас ушло стягивание ввода жилья на две крупнейшие агломерации Московскую — 18,4% и Питерскую — 7,5%. 26% — каждый четвертый квадратный метр ввода жилья в России был в столичной агломерации.

Куда девелопер станет вкладывать? Сначала он достроит все, что сейчас в высокой степени готовности. Уже в конце этого года начнется спад стоимости жилья и даже великий и могучий минстрой уже скромно говорит о том, что если построим не 84 а где-то 70 тысяч квадратным метров — это тоже будет хорошо. И опять у меня ощущение, что девелоперы в последнюю очередь сократят ввод жилья в двух крупнейших агломерациях, где концентрируются платежеспособность.

Вы же знаете какая ситуация земельными участками и прочее под новые объекты? Региональные застройщики, в частности Казанский, как-то могут воспользоваться этой ситуацией?

Татарстан прирастает в плане населения. Не вижу, почему в Казани не воспользоваться этим моментом. Однако, когда цена металла и цемента растет по всей стране — где девелопер отобьет удорожание быстрее? Там, где высокая стоимость квадрата. Чистая арифметика.

Надеюсь, что Казань удержится. Цена квадрата здесь выглядит более привлекательной для покупателей, хотя и среднедушевые доходы здесь меньше. Так что прежде, чем сюда переехать, подумайте по поводу будущего рабочего места.

А как будет развиваться ситуация для различных ресторанов и кафе?

Давайте, чтобы не распыляться, сразу пробежимся по нескольким важным показателям, которые объединены общей тенденцией.

Довольно много регионов уже ушло в минус по направлению общепита. Дальше будет только хуже. При снижении платежеспособного спроса первое, что делают люди — экономят на внешнем питании.

По другим платным услугам на графиках пока виден рост, но основную часть здесь занимают жилищно-коммунальные и транспортные услуги — иначе говоря обязательные платежи.

По торговле тоже пока плюс, но это скачок начала марта, когда активно скупали сахар, гречку или что-то еще, например последний автомобиль с витрины. Этот рост может закончился в апреле.

По безработице. Я не говорю, что эти прогнозы реализуются, я показываю рисковые места. Первое место — это обрабатывающие отрасли промышленности. Они трудоемкие и доля занятых в обработке довольно велика. Будет ли там взрывной рост безработицы? Нет. Скорее всего людей будут долго держать в формате неполной занятости, простоя или отпуска по соглашению сторон. Все эти разрешенные трудовым кодексом форматы известны.

На втором месте сектор услуг. Я ориентируюсь на четыре отрасли — непродовольственная торговля, авторемонт, потому что мало запасных деталей, гостиницы и общепит, о котором вы спросили.

Более 20% всех российских занятых работают в этих четырех отраслях. Риски очень высокие. Если будет сжиматься платежеспособный спрос, то владелец небольшой авторемонтной мастерской скорее всего будет тихо увольнять. Это если не сработает в третий раз так называемая «программа ФОТ», то есть зарплатные кредиты.

Она хорошо сработала в ковидный год. Но тогда она работала относительно недолго — 3-4 месяца локдауна. А что сейчас? Когда закончится это все сказать тяжело. Поэтому здесь будет скрываться реальная безработица. Зарегистрированная безработица тоже вырастет, безусловно. Сейчас уже называются цифры 8-9%. Однако в конце 90-х уровень был 11% и мы смогли с этим справится. Так что здесь, я надеюсь, мы также успешно эту задачу решим. К слову, правительство уже выделило значительную часть средств на выплату пособий. Практически такого же объема, как была выделена в ковидный кризис — 94 млрд рублей. Значит деньги на пособия у федеральных властей есть.


Исходя из всего сказанного сегодня, чего ждать простым людям?

Снижение реальных доходов населения неизбежно увеличит количество бедных в России. В настоящий момент каждый четвертый россиянин уже беден либо под большим риском падения в бедность, то есть получения менее полутора прожиточных минимумов среднедушевого дохода. Мы все должны это четко понимать.

Что касается экспортных отраслей. До тех пор, пока цена на экспортные ресурсы в долларовом выражении высока, и вы получаете рублевые доходы, они тоже растут. Но сегодня невозможно сказать, что будет с экспортом и экспортными ценами к концу этого года и какова будет прибыльность при больших скидках и дорожающей логистике. Хотя государство безусловно будет оказывать регионам поддержку.

Мы рассмотрели сегодня список пострадавших отраслей и предприятий и если честно, я пока не очень понимаю, как будет сжиматься сектор услуг, которые концентрируются в крупных городах. Но при этом уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что нас ждет развитие внутреннего туризма и рынка внутренних авто и железнодорожных перевозок.

Спасибо.
Новость Интервью Пресс-релиз