Государственно-частное партнерство является драйвером развития экономики. Однако в России можно выделить три ключевых проблемы, которые мешают эффективно взаимодействовать органам власти и бизнесу, считает Сергей Рябокобылко.
В частности, бизнес и власти по-прежнему не всегда достигают взаимопонимания, так как говорят на разных языках. С одной стороны, органы власти пытаются решить политические вопросы, из-за чего многие проекты становятся слишком объемными и чересчур масштабными, а значит появляются риски при их реализации. С другой стороны, бизнесу в большей степени важна экономика проектов и понимание, чем будет обеспечен будущий поток входящих денежных средств.
Кроме того, в регионах практически отсутствуют доступные земельные участки для развития масштабных проектов. Такие территории зачастую находятся в частной собственности, имеют сельскохозяйственное назначение или обременения на использование. «Развитие масштабных проектов сталкивается с нерешенностью земельного вопроса. С нашей точки зрения, например, было бы целесообразным создать экспертный совет по долгосрочному планированию под эгидой государственной структуры», — считает Рябокобылко. Так, подобный совет рассматривал бы вовлечение в оборот земельных ресурсов, возможные ограничения и другие вопросы, связанные с реализацией и развитием проектов на местах.
Мешает реализации проектов и низкий уровень инвестиционной грамотности в регионах. В данном случае также необходима работа экспертов, которые будут объяснять и разъяснять базовые принципы формирования инвестиционных проектов и условий, необходимых для их развития. При этом важно и учитывать горизонт планирования крупных инвестиционных проектов, который ограничивается не 1−2 годами, а растягивается в среднем на 15 лет, добавил Рябокобылко.
Эксперт также отметил важность механизма государственно-частного партнерства в развитии туристического сектора. Так, для инвесторов проекты коммерческой недвижимости в сфере туризма являются наиболее капиталоемкими. В частности, создание средней четырехзвёздочной гостиницы на 200 номеров обойдется в 1,3−1,5 млрд рублей.
Однако, чтобы вовлечь в оборот наиболее ценные территории, которые смогут стать центрами притяжения для туристов, требуется развитие транспортной и инженерной инфраструктуры. В свою очередь, затраты на эти объекты могут превышать стоимость непосредственно туристической недвижимости. «Без механизма государственно-частного партнерства и вовлечения государства и муниципалитетов в долгосрочное планирование в принципе нельзя достичь цели открытия известных, но малодоступных туристических территорий», — считает Рябокобылко.
В то же время одним из основных элементов развития экономики в регионах является создание рабочих мест, в том числе за счет строительства качественных офисных пространств. Несмотря на то что российские города относительно неплохо загружены жилой и торговой недвижимостью и поддерживающей ее инфраструктурой, доля современных рабочих мест в регионах достигает лишь 3−5%, говорит эксперт. При этом в Москве этот показатель достигает 30%, в Санкт-Петербурге — 13%. Рябокобылко отмечает, что в каждом городе-миллионнике хотя бы 10% населения должны работать в качественных современных офисных пространствах. Это будет означать создание новых почти 3 тыс. рабочих мест в сервисной индустрии только в одном городе. «Нельзя забывать этот важный элемент развития территорий и новых проектов», — добавил эксперт.