Консорциум «Стройкамень», созданный в 2013 году на базе отраслевой ассоциации «Центр камня», позволяет предприятиям сообща участвовать в аукционах. То есть компании могут использовать объединенный статистический потенциал основных фондов, денежных оборотов и других показателей для победы на торгах. Например, их силами был отреставрирован Широкореченский мемориал в Екатеринбурге и благоустроена набережная в Нижнем Тагиле.
Алексей Степанченко объясняет суть произошедших улучшений на примере московской программы «Моя улица», которая, в частности, предусматривает расширение тротуаров с укладкой гранитной плитки: «Раньше муниципалитет получал большой объем заказов через многочисленных посредников. Обходилось это дорого, поскольку каждый подрядчик делал свою наценку. В 2015 году московское правительство перешло к централизованной закупке гранитных изделий — мотивировалось это тем, что так будет прозрачнее, дешевле и качественнее. В результате в бюджете высвободились средства на то, чтобы обновить тротуарное покрытие на большем количестве улиц».
За счет столичной программы благоустройства и курса на импортозамещение камнеобрабатывающая отрасль стала одной из самых перспективных в стране, а предприятия, которые загрузили заказами на годы вперед, получили возможность планировать свои инвестиции. Так, правительство города недавно продлило проект «Моя улица» до 2020 года, а суммарные расходы на нее, по подсчетам РБК, приблизятся к 200 млрд рублей.
«Отрасль динамично продвинулась вперед. Через год российские предприятия смогут самостоятельно закрывать потребности всей страны, не прибегая к импорту. Если еще три года назад большой заказ вызывал у поставщиков определенные сложности, нужно было заранее спланировать объемы производства и отгрузки, то сейчас многие компании удвоили, а то и утроили свои мощности», — подчеркивает Алексей Степанченко.
Большая часть гранита, используемого для благоустройства столичных улиц (Бульварное кольцо, Садовое кольцо, Тверская улица и Триумфальная площадь), добывается на таких месторождениях, как Ташмурунское, Камбулатовское, Султаевское, Исетское, Сосновый бор, Цветок Урала и других, которые находятся на востоке Башкирии, в Челябинской и Свердловской областях. В 2016—2017 годах оттуда в Москву поступила 771 тысяча квадратных метров гранитных плит и более 100 километров бордюров. Разработка карьера благоприятно сказалась на экономике региона: были созданы сотни рабочих мест, открылись новые производства, появилось дорогое иностранное оборудование.
По словам Алексея Степанченко, камнеобрабатывающей промышленности в дальнейшем предстоит решить поручение президента, который поставил задачу довести благоустройство российских городов до уровня федерального центра. В связи с этим отрасль еще долго будет законтрактована с государственными и муниципальными органами власти, а также частными лицами. С этой точкой зрения соглашается и президент ассоциации «Центр камня» Дмитрий Медянцев.
«Обновление не завершится никогда. Во-первых, обустройство тротуаров плиткой постепенно выходит за пределы центральных улиц в сторону окраин. Во-вторых, нас привлекают к работам по реконструкции и строительству набережных, а также замене бетонных покрытий на основных бульварах на гранитное мощение. В-третьих, возможно, заказов в Москве станет меньше, зато подтянутся регионы. Сейчас существует тренд на прочные и долговечные материалы, и чиновники на местах, глядя на московский опыт, тоже захотели использовать гранитные материалы для благоустройства», — заявил Дмитрий Медянцев и напомнил про программу создания комфортной городской среды, принятую в миллионниках.
Из-за своей цены гранит сейчас используется на улицах в регионах фрагментарно: при реконструкции стадионов к чемпионату мира по футболу или для отделки пространства между трамвайными путями. Хотя, в отличие от аналогов из бетона — серых и невзрачных изделий, брусчатка и бордюры из гранита не превращаются в крошку, не пылят, устойчивы к морозам и загрязнениям и по-настоящему украшают город.
Современные технологии канатного пиления позволяют делать распилы практически любой формы — от прямых до закругленных, угловых и фигурных. Разнообразие поставляемой продукции является отличительной особенностью группы компаний «ГРАНИТИНВЕСТ», которая производит бордюры, брусчатку, плиты для облицовки больших городских поверхностей, малые архитектурные формы для оформления общественных пространств и пандусов.
«Мы приняли решение использовать не китайское, а европейское оборудование. Наши станки могут делать не только прямолинейные, но и криволинейные гранитные изделия. Это оборудование единственное в России такого рода. Оно позволяет, например, изготавливать большое количество облицовок для колонн, криволинейные бордюры. В будущем мы планируем поэкспериментировать с товарной линейкой и предложить рынку что-то более интересное, например, парковочные столбики, скамейки, парковые фонтаны, парапеты и карнизы, фонарные тумбы и цоколи, балясины и любые изделия по чертежам заказчика», — говорит Алексей Степанченко.
Станки, о которых идет речь, собраны на итальянской фабрике Pellegrini Meccanica. Это семейный бизнес, основанный около 300 лет назад. В середине прошлого века инженер Марко Пеллегрини начал изготавливать первые машины, чтобы облегчить труд рабочих в своих карьерах. По сравнению с привычной круглой пилой итальянский многоканатный станок с алмазными элементами более эффективный и, по словам Елены Пеллегрини, которой компания досталась от отца, способен заменить примерно три старых устройства.
«Производительность одного троса составляет один квадратный метр в час. Если машина десятиканатная и работает порядка 20 часов в сутки, то дневная выработка составит 200 „квадратов“. В месяц получается — 6000 квадратных метров», — считает скорость Елена Пеллегрини.
Станок в зависимости от конфигурации может стоить от 200 до 300 тысяч евро. Но такая цена окупится за счет низкой себестоимости производства и долговечностью в использовании (продукция рассчитана на 20−25 лет).
Елена Пеллегрини считает, что российский рынок развивается быстрыми темпами, и прогнозирует, что скоро толстые гранитные плиты будут экспортироваться российскими компаниями за границу — сначала на соседние рынки, а потом география поставок может быть расширена.