Пресс-центр РБК

Коммерческий директор O1 Properties – о тренде на оптимизацию офисных площадей в столице

В 2020 году на фоне пандемии и введенных ограничений офисный рынок испытывал очередные потрясения из-за перевода сотрудников на удаленную работу. В настоящее время сектор далек от восстановления, при этом в Москве наблюдается тренд на улучшение условий работы для сотрудников, рассказал коммерческий директор O1 Properties Павел Барбашев на конференции РБК «Коммерческая недвижимость 2021: новые горизонты».

«По портфелю O1 Properties, а это более 10% от всех офисов класса, А в Москве, мы пока не встречали компании, которые хотели бы полностью остаться на удаленке. Есть тренд на оптимизацию офисных площадей, сокращение избыточных пространств, частичное введение системы незакрепленных рабочих мест», — рассказал Павел Барбашев.
Он отметил, что некоторые крупные арендаторы готовы оптимизировать от 10 до 30% площадей, при этом никто из них не готов ухудшать качество офиса и переезжать в здания классом ниже. «Наоборот мы видим тренд на улучшение офисных пространств: арендаторы перемещаются из класса B в класс, А и из класса С в класс B. Компании, которые ранее не могли себе позволить офис в дорогом здании, сегодня используют появившуюся возможность предложить своим сотрудникам более качественные условия работы», — подчеркнул эксперт.

По его словам, если в начале пандемии компании задумывались о возможности перевода сотрудников на удаленную работу на постоянной основе, то со временем стало очевидно, что такая практика сложно реализуема. «Можно дать людям возможность работать из дома 1−2 дня в неделю, и в этом случае мы будем говорить об улучшении баланса в их жизни, проявлении заботы со стороны работодателя. И совсем другое предоставить человека самому себе в его квартире, которая мало приспособлена для выполнения рабочих обязанностей», — подчеркнул Павел Барбашев.

Он добавил, что при таком режиме работы сотрудники зачастую испытывают психологические трудности и эмоциональное выгорание, что также сказывается на качестве их работы. Поэтому офисы как пространство для социализации и коллабораций из нашей повседневной жизни точно никуда не исчезнут.

«Инфраструктура бизнес-центров развивается, здесь уже не только обедают и пьют кофе, но решают бытовые вопросы, ходят к врачам, посещают салоны красоты, занимаются спортом и прочее. Расположение в центре города дает возможность для активной социальной жизни вне работы. Это сложившийся образ жизни современного человека, от которого немногие готовы отказаться», — пояснил Павел Барбашев.

По его словам, в Москве сейчас продолжаются сделки по классической аренде офисов, при этом они не прекращались даже в период строгих ограничений. «По итогам 2020 года мы закрыли сделки общей площадью 100 тыс. кв. метров, из которых четверть — это новые контракты. Конечно, есть арендаторы, которые оптимизируют площади, но на объекты в востребованных локациях, например, в деловом квартале „Белой площади“, сохраняется высокий спрос, и освобождающиеся площади занимают компании, которые давно присматривались к этому району, но не могли найти подходящих вариантов», — рассказал Павел Барбашев.

Бизнес-центр Белая площадь (White Square)

По его словам, в проектах компании вакансия офисных площадей сохранятся на уровне 8%, при этом в среднем по рынку доля свободных площадей может достигнуть 15−18% за счет оптимизации пространства, а также за счет спекулятивного строительства новых объектов.

Павел Барбашев отметил, что в настоящее время также стали более востребованными гибкие офисы, в это сегмент приходят крупные арендаторы. В качестве примера он привел проект Space 1, портфель которого увеличился за кризисный 2020 год в три раза. Летом Space 1 закрыл первую в сегменте гибких офисов сделку built-to-suit, когда пространство делается по индивидуальному техническому заданию арендатора, но с соблюдением всех стандартов оператора.
2021-03-02 13:32 Новость