Пресс-центр РБК

Елена Малиновская - о современных подходах к организации офисных пространств


17 июня состоялся VI Ежегодный Форум РБК «Недвижимость в России». О новых подходах к организации офисных площадей, трендах рынка и востребованных форматах офисов рассказала директор по аренде управления недвижимости компании Millhouse Елена Малиновская.

Трансформация офисного рынка

Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения затронули многие сферы экономики, не исключением стал и рынок недвижимости. В офисном сегменте изменения коснулись подходов к организации рабочего пространства и форматов работы.
«Пандемия установила новые правила игры в жизни людей. Она затронула все сферы и отрасли, в том числе, и офисную недвижимость», — сказала Елена Малиновская.
Она отметила, что современный офисный девелопмент пришел к ряду изменений на фоне ситуации с пандемией. В частности, для офисов стал характерен гибридный формат работы, на первый план вышла забота о сотрудниках. Кроме того, по словам Малиновской, компании меняют свой подход к выбору офисов в погоне за лучшими кадрами. Также работодатели становятся более ориентированы на комфорт своих сотрудников. «К примеру, в клиентских офисах компании создают максимально комфортные условия не только для клиентов, но и для своих сотрудников», — пояснила она.

Новая философия создания офисных пространств

В настоящее время становится актуальной новая философия создания офисных пространств «Live. Work. Play. Learn», которая позволяет подстроиться под изменения рынка, отметила Елена Малиновская. В частности, она подразумевает реализацию концепции «город в городе», когда до любой точки, в том числе до офиса, можно добраться на транспорте (авто, велосипед, самокат) или пешком не больше, чем за 15 минут.


«К примеру, проект комплексного освоения территории „Сколково Парк“, который реализуется на западе Москвы с 2011 года развивается именно по этому принципу. Все объекты жилой, коммерческой, социальной и развлекательной инфраструктуры расположены не более чем в 10 минутах друг от друга. Также проект предполагает сеть велопрогулочных дорожек, которые соединяют между собой все основные объекты: жилой и деловой кварталы, школы, гольф-клуб, парк», — пояснила Малиновская.


Также составляющая концепции Work подразумевает создание для сотрудников комфортных условий труда. «Люди — главный и ценный ресурс любой успешной компании. Выигрывают те, кто заботится о текущем и будущем персонале», — подчеркнула эксперт.
По ее словам, для комфорта работников должна быть создана среда с озеленением: «зеленый офис» или наличие территории с внутренним двором, должны появиться зоны отдыха и релакса, зоны для коммуникации и концентрации в работе. При этом обязательно наличие внутренней и внешней развитой инфраструктуры, а также могут быть приняты нестандартные решения, например, животные в офисе, геймификация.

Еще одна составляющая (Play) предусматривает создание благоприятной атмосферы рабочего пространства. «Это не только забота работодателя. Теперь это и забота арендодателя/девелопера. Создание на территории бизнес-центров и бизнес-парков полноценной и разнообразной инфраструктуры, которая может решить практически любой бытовой вопрос резидентов, становится как никогда актуальным», — отметила Малиновская.

По ее словам, такое решение позволяет поддерживать баланс между работой и жизнью. К примеру, в деловом квартале «Сколково Парк» этому уделяется особое внимание. Торговая галерея с ресторанами, кафе, магазинами, а также услугами позволит решить практически все вопросы сотрудников. Площадь делового квартала составляет 10 гектаров, из которых два отданы под застройку, а остальные 8 — ландшафтный парк с прогулочными аллеями, озером и зонами отдыха. Большие парковые территории дают возможность чаще находиться на улице и даже работать на свежем воздухе, возможность заниматься спортом.


Кроме того, новая философия создания офисных пространств подразумевает развитие сотрудников (Learn), добавила Малиновская.
«В крупных компаниях, как правило, есть свои отделы, которые отвечают за тренинги, повышение квалификации сотрудников. В небольших и средних компаниях зачастую таких возможностей нет. Поэтому прямой доступ и близость к передовым институтам и школам, развивающим центрам может стать хорошим подспорьем для выбора офиса», — пояснила она.

Также, по словам эксперта, немаловажным становится наличие дошкольных учреждений, когда сотрудник может отвести ребенка в детский сад прямо на территории бизнес-центра. «Еще в 2015 году мы провели исследование среди сотрудников компаний-арендаторов бизнес-парка „Крылатские Холмы“, которое показало, что около 70% сотрудников, имеющих детей дошкольного возраста, готовы и хотят отдавать своего ребенка в детский садик рядом с работой. Тогда „Крылатские Холмы“ стал первым среди бизнес-парков в классе „А“, который открыл детский садик на своей территории», — заключила Елена Малиновская.
2021-06-17 07:56 Новость