Пресс-центр РБК

Виктория Васильева: Офис завтрашнего дня ориентирован на человека с его потребностями и целями


Офис завтрашнего дня: Как меняются бизнес-пространства в условиях пандемии

Новые условия рынка коммерческой недвижимости, продиктованные пандемией COVID-19 и связанными с ней ограничениями, во многом повлияли на развитие офисного сегмента и его трансформацию. Офис перестает быть просто местом работы, он становится важным инструментом для взаимодействия людей. О том, как сегодня меняются подходы к организации рабочего пространства, почему становятся популярными принципы «здорового строительства» и какая роль отводится созданию комфортной среды, общественных зон и инфраструктуры в бизнес-пространствах, рассказала в интервью РБК заместитель генерального директора по продукту и инвестициям STONE HEDGE Виктория Васильева.

— Как сегодня меняются офисные пространства и форматы их работы? Какую роль в этом сыграла пандемия?

Офисное пространство, как и любое другое, подвержено эволюции и развитию. Катализатором мощного эволюционного витка развития офисной недвижимости выступила пандемия, которая акцентировала внимание девелоперов коммерческой недвижимости на изменениях в «образе жизни» бизнес-центров и потребностях их сотрудников. Активно меняющиеся бизнес-процессы компаний вывели на первый план социальную функцию офиса: если раньше офис воспринимался как место работы, и это была его ключевая функция, то на текущий момент автоматизация и доступность информационно-коммуникационных технологий сделали офис прежде всего местом для коллективной работы и проведения встреч. Поэтому, создавая офис завтрашнего дня, особенно важно на всех уровнях предусмотреть среду, в которой человеку будет одинаково комфортно работать, общаться и решать свои личные задачи.

Компании ищут свою успешную формулу: сколько людей и в какое время они будут находиться в офисе, сколько по времени будут работать в гибридном формате. В поиске оптимального баланса арендуемой площади, качества пространства и инфраструктуры компании-резиденты концентрируют свое внимание на современных бизнес-центрах: класс объекта гарантирует комфорт и безопасность для сотрудников и укрепляет HR-бренд работодателя.


— Изменились ли подходы к организации рабочего пространства? Можно ли сказать, что сегодня офисы становятся более ориентированными на сотрудников и их потребности?

В офисах завтрашнего дня во главе ставиться человек с его потребностями и целями, которые формируются его трудовой деятельностью, и офис уже рассматривается как среда, которая должна удовлетворять его требованиям.

Чтобы сделать бизнес-центр продуктивным местом для работы, нужно предусмотреть комплексную инфраструктуру, которая будет помогать сотрудникам оперативно решать свои личные задачи. Когда соблюдается баланс личных и бизнес-интересов, человеку не только комфортно находиться в офисной среде, но он также может сохранять высокую эффективность, что напрямую влияет на бизнес-показатели.

— Какие форматы офисов будут востребованы в дальнейшем и почему?

Формат удаленной работы акцентировал наше внимание на одной из важнейших функций офисов, которую сегодня необходимо усилить, чтобы получить востребованный бизнес-центр: это офис как среда общения, обмена идеями и создания «слабых связей».

При выборе компаниями нового офиса, как правило, даже если требуемая площадь остается прежней, трансформируется пространство внутри: на первый план выходят места для развития социальной функции, а закрепленные рабочие места для сотрудников встречаются все реже. Для того чтобы обеспечить возможности таких функциональных изменений, офисное пространство изначально должно быть адаптивным, то есть иметь такую конфигурацию, в которой можно реализовать различные планировочные решения с учетом бизнес-процессов компании.


— В России активно внедряются принципы «зеленого» и «здорового» строительства. Почему сегодня этот подход так популярен? Какими характеристиками должны обладать такие здания?

Компаниям в целом важно, чтобы сотрудник, находясь в офисном здании, был максимально продуктивным. Для этого в офисе должен быть создан комфортный микроклимат, чтобы поддерживать физическое и психологическое состояние человека в тонусе. В данном ключе возрастает актуальность концепции Healthy building («здоровое строительство»). Окружающая среда или здание могут влиять как негативно, так и позитивно на физический и психологический комфорт человека. Концепция Healthy building выявляет те основные показатели, на которые стоит обратить внимание, чтобы влияние бизнес-центра на его резидентов было позитивным и способствовало сохранению и повышению продуктивности человека, а также чтобы офис стал более комфортным для пребывания.

Основные характеристики «здорового строительства», на которые, в частности, мы фокусируемся в премиальном офисном квартале STONE Towers: улучшенная система вентиляции и кондиционирования, возможность естественного проветривания, высокий уровень естественного освещения за счет увеличенного размера окон и оптимальной глубины этажа, использование элементов биофильного дизайна в концепции мест общего пользования и благоустройства.

— Насколько сегодня важны общественные пространства в офисах? Расскажите о ключевых атрибутах общественных зон и их значении

Поскольку большинство творческих идей сотрудников требуют социализации и нахождения в коллективе, при проектировании офисов завтрашнего дня особую значимость приобретают общественные зоны как в рамках офиса одной компании, так и в масштабе всего бизнес-центра.

Относительно социальной составляющей офиса стоит выделить три ключевые функции: офис как социальный якорь, офис как центр обучения, офис как центр коллабораций.
Реализуя офисные проекты STONE by Stone Hedge, мы интегрируем в них благоустроенные общественные пространства в соответствии с их функциональным применением: предусматриваем зоны активного и пассивного отдыха, а также учитываем функции бизнес-среды и создаем места для работы на открытом воздухе. В данном случае озеленение или наличие элементов биофильного дизайна играют очень важную роль, в том числе и с точки зрения экологии, когда деревья являются источником кислорода и естественным барьером защиты от шума и пыли, что особенно актуально в мегаполисах.


 — Уделяется ли сейчас больше внимания инфраструктуре бизнес-центров? Влияет ли ее наличие на успешность всего проекта?

Еще один немаловажный фактор на офисном рынке — это расширенная инфраструктура, которая позволит удовлетворить требования будущих резидентов в формате «здесь и сейчас» и сэкономить их время. Особенно с учетом того, что время сегодня становится важнейшим ресурсом.
Также мы считаем, что бизнес-центр должен быть не только интегрированным в городскую среду, но и активно коммуницировать с ней. В частности, инфраструктура и общественные пространства становятся связующим звеном между офисной и городской средой. Такую связь мы в проектах STONE реализуем через просторные общественные пространства, которые становятся плавным переходом от офисной среды к городской.
Новость