ЦИПР

Ольга Пивень: сооснователь ЦИПР-2022 ответила на вопросы РБК

Укрепление цифрового суверенитета и импортонезависимости по ключевым системообразующим направлениям экономики является приоритетной задачей в складывающихся обстоятельствах. Поэтому седьмая конференция «Цифровая индустрия промышленной России», которая проходила с 1 по 3 июня в новом здании Нижегородской ярмарки, стала настоящим центром притяжения для представителей бизнеса, государственных предприятий и корпораций, а также органов власти.

В течение нескольких дней участники ЦИПР-2022 демонстрировали российские разработки в области программных продуктов и комплектующих, способные заменить зарубежные аналоги. Мероприятие проходило с участием Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина, Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко, Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максута Шадаева, Губернатора Нижегородской области Глеба Никитина и других представителей российских органов власти и крупнейших корпораций страны.

О том, чем запомнилась и как проходила конференция 2022 года, редакция РБК поговорила с сооснователем ЦИПР Ольгой Пивень.

— Как и когда впервые появилась идея создания конференции? Насколько площадка востребована сегодня и какие новые проекты появились вокруг этого бренда? Какую роль в жизни IT-сообщества ЦИПР играет сегодня?

— Сейчас сложно в это поверить, но в середине 2010-х годов тема цифрового развития находилась на периферии государственной и деловой повестки. Тогда интерес к цифровизации российских промышленных организаций только зарождался и нужна была площадка для объединения представителей государственных структур, промышленности и IT. Такой площадкой стала конференция «Цифровая индустрия промышленной России», которая впервые прошла в 2016 году.

В начале пути конференция фокусировалась на поддержке развития цифровых решений для российской промышленности. Однако уже на второй год проведения ЦИПР стала платформой для обсуждения дорожной карты по развитию цифровой экономики в России. К 2022 году ЦИПР превратился в общепризнанную коммуникационную площадку для выстраивания партнерства государственных институтов, институтов поддержки, крупного бизнеса и разработчиков IT-решений.

Сегодня в мероприятии принимают участие ведущие стейкхолдеры цифровой экономики и промышленности. В 2022 году в ЦИПР приняли участие почти 6000 человек из 1,5 тысяч компаний и 73 регионов России. В рамках деловой программы состоялась 71 дискуссия, где выступили 608 спикеров. Выставочная экспозиция раскинулась на площади 4000 квадратных метров. На 143 стендах были представлены российские решения. За время проведения конференции было подписано 42 соглашения, а на интерактивной выставке NFT-искусства DECIPRALAND было представлено более 60 NFT-работ от 32 цифровых художников.

Более того, в 2022 году ЦИПР расширила формат и вышла за рамки одной лишь конференции. С 30 мая по 5 июня в Нижнем Новгороде прошла серия образовательных мероприятий в рамках технологического фестиваля ЦИПР Tech Week. На протяжении недели на 9 площадках-партнерах прошло 55 лекций, паблик-токов и мастер-классов, а также 3 раунда питч-сессий и 1 турнир по киберспорту. Фестиваль посетило 1500 участников.

— С 2020 года ЦИПР проходит в Нижнем Новгороде, до этого конференция меняла место своего проведения. Не секрет, что губернатор Нижегородской области Глеб Никитин активно выстраивает в регионе инфраструктуру центра цифровой трансформации субъектов РФ. Насколько вас устраивает эта площадка и планируете ли вы сюда возвращаться в следующем году?

— Мы очень благодарны Глебу Сергеевичу за участие в судьбе ЦИПР и ее развитии. Как я уже говорила, в 2022 году ЦИПР вышла за рамки конференции и на протяжении недели на ведущих площадках Нижнего Новгорода проходил целый технологический фестиваль ЦИПР Tech Week.

Это стало возможно только благодаря активному вовлечению администрации Нижегородской области и лично губернатора. Мы видим, что наша конференция важна для региона, и регион активно нас поддерживает. Безусловно, переезд в Нижний Новгород способствовал масштабированию ЦИПР. Мы планируем и дальше проводить конференцию здесь.

— Список генеральных партнеров конференции в 2022 году довольно внушительный. В него вошли многие известные в цифровом сегменте компании. Можете выделить какого-то фаворита или все участники имели для вас одинаковое значение? Много ли новичков приехало на ЦИПР в этом году?

— В 2022 году в конференции приняло участие 1 415 компаний, включая 158 партнеров. Для сравнения: в 2021 году в ЦИПР принимало участие 812 компаний и 62 партнера. Конференция активно масштабируется.

С моей стороны было бы некорректно выделять каких-то партнеров перед другими, поскольку каждый из них очень важен для нас. В этом году у ЦИПР 158 партнеров, и я физически не смогу перечислить всех. Скажу лишь, что каждый из них для нас очень важен.


— Поддержка российской IT-отрасли и импортозамещение в условиях глобальной технологической изоляции стали приоритетной задачей федерального уровня. Какую роль в этом процессе вы отводите конференции? Стала ли площадка востребованнее в новых условиях?

— Темой ЦИПР этого года стала игра по новым правилам. После введения санкций в отношении России развитие цифровых технологий стало одним из приоритетов для государства — это обсуждалось в рамках главной пленарной сессии конференции.
Безусловно, укрепление цифровой повестки в стратегии государственного развития способствует укреплению ЦИПР. Об этом свидетельствует увеличение количества компаний-участников — с 812 в 2021 году до 1 415 в 2022-м, компаний-партнеров — с 62 до 158 и выставочной экспозиции — с 1 820 квадратных метров до 4 000. А также освещение мероприятия в СМИ — с 4 094 публикаций в 2021 году, до более 14 000 в 2022-м.

Сегодня на базе ЦИПР сформирована среда для нетворкинга и развития инноваций. Конференция стала главной точкой притяжения для российской IT-отрасли. Мы не собираемся сбавлять обороты и в следующем году сформируем еще более насыщенную повестку. Более того, мы планируем расширить географию проведения конференции и масштабировать ЦИПР, создав серию мероприятий по направлению цифровой трансформации ключевых отраслей экономики в разных регионах России.

— Какую роль играют большие корпорации и экосистемы в развитии и поддержке технологических стартапов в сфере IT? Какие дополнительные инструменты поддержки цифрового предпринимательства в России могут поднять IT-отрасль на новый уровень?

— Рано или поздно технологические стартапы либо погибают, либо находят инвесторов и индустриальных партнеров. Позже они могут выходить на IPO и становиться глобальными корпорациями, как Meta (признана в РФ экстремистской организацией) или Google. Однако в любом случае между стартапом и IT-гигантом есть очень большой разрыв. Это разрыв не столько в масштабе компании, численности сотрудников или капитализации, но и в подходе. В какой-то момент компании становится необходимо институализировать происходящие процессы.

В совсем редких случаях у основателей стартапа получается сделать это самостоятельно. Но таких примеров очень мало. Чаще компаниям нужен внешний импульс для перестраивания бизнес-процессов. Такой импульс дают корпорации и экосистемы, поглощающие стартапы. Так, YouTube стал платформой № 1 в сегменте потребления контента после того, как вошел в Google. При этом Google трансформировал саму идею потребления видеоконтента и раскрыл новые возможности для YouTube.

Поэтому, безусловно, для поддержки цифрового предпринимательства в России необходима коллаборация крупных игроков рынка и стартапов. Именно поэтому мы проводим питчинг-сессии отраслевых стартапов, на которых представлены решения, помогающие предприятиям решать вопросы импортозамещения и достижения технологической независимости в ключевых областях производства и бизнеса.

— Расскажите про интерактивную выставку NFT-искусства на ЦИПР-2022. Почему была выбрана тема метавселенных?

— Уже второй год в рамках ЦИПР мы проводим ярмарку цифрового искусства. В 2022 году мы также организовали выставку NFT-искусства DECIPRALAND, которая позволяет гостям выполнить погружение в децентрализованное искусство. В пространство, где искусство бросает вызов восприятию и способствует переходу между старым и новым. Ведущие цифровые художники из разных регионов России представили в рамках выставки более 60 уникальных произведений и короткометражных мультфильмов в форме NFT. Участники и гости конференции могли приобрести любую понравившуюся работу.

Общественный интерес стал главным фактором при выборе темы для выставки. Тема метавселенных сегодня одна из самых обсуждаемых не только в современном искусстве, но и среди представителей медиа, бизнес-сообществ, а также на международном государственном уровне. Уверена, что многие видели новость о создании цифрового посольства Министерства иностранных дел и внешней торговли Барбадоса. Мимо нового тренда не прошли даже власти Дубая — одного из самых прогрессивных городов планеты. Известно, что регулятор криптовалютного рынка этого города готовится к открытию собственной штаб-квартиры в метавселенной The Sandbox.

Метавселенные уже буквально проникли во все сферы нашей жизни. А то, что искусство меняется благодаря технологиям и вдохновляет остальные индустрии на создание новых идей, продуктов и услуг, является бесспорным фактом.

— На ЦИПР-2022 медиахолдинг RTVI заявил об открытии представительства в метавселенной. Как впервые появилась идея создания метавселенной? Что стало предпосылкой к развитию альтернативной реальности? Какие у вас планы по инвестициям в проект? Насколько это рентабельная площадка и можно ли там действительно вести какой-то бизнес?

— Эта идея буквально витала в воздухе. Приоритетная задача для RTVI сегодня — масштабирование присутствия в digital. В том числе и в метавселенных. Аудитория хочет получать информацию на всех возможных площадках, и мы такую возможность предоставляем. Крупные СМИ на сегодняшний день полноценно не представлены в метавселенных, а лишь реализуют отдельные NFT-проекты. Однако потенциал для развития здесь довольно большой, и находиться в первых рядах покорителей метавселенных ответственно и почетно. Мы решили начать с реализации проекта в Decentraland, где и купили виртуальную землю. Выбор обусловлен тем, что эта площадка пользуется популярностью как среди аудитории, так и инвесторов.

Думаю, что о рентабельности площадки и о том, как там пойдет бизнес, лучше будет говорить по факту не раньше, чем через год. Сейчас мы активно вкладываемся в развитие проекта: формируем визуальную часть пространства, создаем NFT-объекты и организуем мероприятия. Первые NFT-объекты RTVI, по предварительному плану, появятся в виртуальном офисе уже к июлю 2022 года.

— Каким вы представляете себе потенциал для медиа в метавселенных? Как будут выглядеть коммуникации в будущем?

— Потенциал для медиаплощадок в метавселенных достоин того, чтобы не сбрасывать эту тему со счетов. Эксперты оценивают, что в ближайшие пять лет 25% людей будут проводить в таких вселенных не меньше часа в день. Дальше — больше. Ведущие игроки медиарынка — The New York Times и TIME уже заходят на эту территорию.

Пока сложно представить, как именно будут выглядеть коммуникации. Очевидно, что возникнут какие-то особенные виды и способы. Хороший жизненный потенциал в метавселенной есть и у пользовательского контента. Аватары вполне могут начать создавать виртуальные площадки типа Яндекс.Дзен.

Если в метавселенной уже существуют модные показы и концерты, то почему в них не могут быть средства массовой коммуникации? Виртуальная и дополненная реальности имеют вполне очевидные перспективы для СМИ — начиная с более красочного освещения общемировых проблем и заканчивая новыми формами подачи контента аудитории.

— ЦИПР-2022 завершилась. Что запомнилось больше всего? Какие впечатления оставила конференция 2022 года? Появились ли новые идеи для следующего года?

— ЦИПР-2022 стала самой глобальной конференцией за все годы существования. В 2022 году мы сформировали насыщенную деловую программу, венцом которой стала пленарная сессия с участием Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина.

За прошлые годы у нас ни разу не было такой оживленной пленарной дискуссии, как в 2022 году. Прямо во время заседания принимались политические решения на уровне главы Правительства. И для меня очень ценно, что конференция смогла достигнуть такого уровня.

Помимо деловой программы, на ЦИПР-2022 была организована и самая масштабная за всю историю проведения конференции выставочная экспозиция, площадь которой составила 4 000 квадратных метров.

На каждом из 143 стендов были представлены уникальные российские решения. ЦИПР-2022 стала полномасштабной витриной технологий, создаваемых в нашей стране. Во время обходов Михаила Мишустина, Дмитрия Чернышенко и Максута Шадаева ведущие стейкхолдеры цифровой экономики тратили по нескольку часов. Но и этого не хватало, чтобы ознакомиться со всеми стендами, — требовалось потратить несколько дней.

В 2022 году ЦИПР безусловно взяла новую высоту. И мы планируем закрепить этот успех в следующем году. Конечно, были и определенные шероховатости, но при организации таких масштабных мероприятий без них обойтись невозможно. Однако мы обязательно учтем опыт 2022 года и сделаем ЦИПР-2023 еще более комфортной и масштабной.

— Что вы могли бы пожелать участникам ЦИПР-2022?

— Время, в которое мы живем, требует от каждого усердия, гибкости, находчивости и чувства юмора. Условия меняются почти каждый день: вводятся новые ограничения, разрываются технологические цепочки, происходит отток кадров. В такое время способность создавать новые решения является редким качеством, близким к героизму.
Сегодняшним героям цифрового развития я желаю твердости, усердия и, конечно, удачи!

— Спасибо.