Социальные сети с момента появления являются динамично развивающимися платформами. Здесь можно найти клиентов, стать знаменитым или полностью пересобрать позиционирование компании. Понимать специфику и возможности соцсетей важно любому человеку и, безусловно, бизнесу. Какие приоритеты развития у «ВКонтакте» и как наиболее эффективно использовать инструменты внутри социальной сети? Эти и другие вопросы обсудили 13 июня с топ-менеджерами «ВКонтакте» в ходе организованного РБК Public Talk «ВКонтакте»: тренды соцсетей.
Участники Public Talk:
Спикеры: Марина Краснова, генеральный директор «ВКонтакте»; Александр Тоболь, технический директор «ВКонтакте», вице-президент по разработке и технологиям VK.
Модератор: Кирилл Токарев, шеф-редактор и ведущий телеканала РБК.
Участники Public Talk:
Спикеры: Марина Краснова, генеральный директор «ВКонтакте»; Александр Тоболь, технический директор «ВКонтакте», вице-президент по разработке и технологиям VK.
Модератор: Кирилл Токарев, шеф-редактор и ведущий телеканала РБК.
Социальная сеть «ВКонтакте» растет на протяжении 16 лет
«ВКонтакте» растет стремительно и в последние годы особенно, — рассказала Марина Краснова. — Мы фиксируем рост 11% по ежедневной аудитории, такой же рост и по ежемесячной. В мае месячная аудитория «ВКонтакте» в России составила рекордные 84 млн. Также в мае мы установили пик ежедневной аудитории в России: за один день в социальную сеть зашли 54,2 млн пользователей».
По данным Mediascope, 86% пользователей Рунета постоянно пользуются сетью «ВКонтакте». Александр Тоболь считает, что команде удалось достичь такой динамики за счет слаженной работы и правильно выбранного фокуса. Цель у «ВКонтакте» самая амбициозная — «решать большинство онлайн-задач пользователей и стать для них главной точкой входа в интернет».
Аудитория предпочитает видео
«Когда мы запустили «VK Клипы», то исходили из гипотезы, что ядром нашей аудитории будут пользователи 17–25 лет, но правильно нащупав вектор развития, мы вовлекли и тех, кто не казался изначально целевой аудиторией. Мы ориентировались на молодежную аудиторию и с радостью заметили, как и старшее поколение стало активно просматривать клипы», — отметила Марина Краснова.
Важный тренд для вовлечения аудитории — это рекомендации контента с помощью машинного обучения.
«Это тот драйвер, за счет которого мы фиксируем повышенные темпы роста. Машинное обучение работает во всех форматах: видео, лонгриды, фотографии и паблики. Год назад мы объединили рекомендации отдельных форматов в единую платформу рекомендаций, что повысило их эффективность в разы», — пояснила Марина Краснова.
Классическое видео длинного формата достигло отметки 2 млрд просмотров в сутки. В то же время растет количество просмотров короткого вертикального видео, как формат оно увеличивает вовлеченность самой разной аудитории. Руководство «ВКонтакте» называет это «трендом короткого потребления». Кроме того, видеоролики короткого вертикального формата сейчас привлекательны для рекламодателей.
На вопрос Кирилла Токарева, стоит ли ждать от видеоплатформы VK обновлений, Александр Тоболь ответил:
«Мы создали уникальную технологию, которая обеспечивает моментальную доступность видео. На других сервисах после загрузки вы всегда ждете обработки. У нас через несколько секунд вы получаете контент. Мы первыми запустили такую возможность несколько лет назад. Это же касается бесплатного сервиса улучшения качества видео. Мы сделали так, что за несколько минут любое старое видео может быть улучшено — будет повышено его разрешение и количество кадров. Всё это бесплатно и почти мгновенно».
Двигаясь к Web 3.0
Будущее по росту аудитории топ-менеджеры «ВКонтакте» связывают не только с видео.
«Есть несколько важных трендов. Среди них — видео, рекомендательные платформы и мини-приложения внутри «ВКонтакте». Также активно растут бизнес-страницы на нашей платформе, их больше двух миллионов. С помощью наших инструментов мы соединяем предпринимателей с их аудиторией. Новый тренд — Web 3.0. Это следующая итерация «Всемирной паутины» на основе блокчейна, которая включает в себя децентрализацию экономики», — заявила Марина Краснова.
Все большее проникновение получают NFT — это токены, которые используются для обозначения прав собственности на уникальные объекты. NFT позволяют представлять в виде токенов предметы искусства и коллекционирования или даже объекты недвижимости. В каждый момент времени у токена может быть только один официальный владелец. Соцсеть «ВКонтакте» движется в этом направлении и запустила в конце 2022 года сервис VK NFT.
«Мы недавно выпустили первый дроп CryptoSpotty. Дроп — это коллекция цифровых объектов, подкрепленных уникальными токенами. За полчаса коллекция была раскуплена полностью. Выстроилась очередь в тысячи людей. Сейчас мы видим на маркетплейсах – наши токены выставлены в несколько раз дороже. Вторичный рынок уже есть. На этом дропе мы заработали почти 3 млн руб. и направили их на благотворительность — на восстановление исторического памятника архитектуры — дома Бака в Санкт-Петербурге», — дополнила Марина Краснова.
«На NFT в «ВКонтакте» смогут зарабатывать и пользователи. Мы начали с простых механик и обучения: позволили подключать внешние кошельки, делиться объектами, выставляя их на витрину, пройти образовательный курс по NFT. Вскоре мы запустим маркетплейс, на котором пользователи смогут продавать свои объекты, не выходя из любимой соцсети», — рассказала Марина Краснова.
Общение, игры и новые возможности
Важнейший тренд — коммуникации. Соцсеть с момента появления фокусировалась на общении, вскоре появился «VK Мессенджер». В настоящее время в нем ежемесячно общаются 67,2 млн пользователей.
«Мы первыми сделали расшифровку голосовых сообщений, дополнили общение в наших чатах автопереводами. Скоро появится возможность по-новому оценить иностранные фильмы — актеры заговорят по-русски своими голосами. Это будет новый опыт, который удивит и порадует всех поклонников кинематографа», — заверила Марина Краснова.
Не забывают во «ВКонтакте» и про направление «Игры».
«Игры затягивают, как и клипы. Разработчики благодаря инструментам открытой платформы мини-приложений VK Mini Apps могут с легкостью создавать игры. Каталог постоянно расширяется. Любой человек, у которого есть интересная разработка, может прийти к нам и получить доступ к инструментам для создания собственного приложения и к аудитории «ВКонтакте». Также он сможет монетизировать свой сервис с помощью наших инструментов», — сообщила Марина Краснова.
Платить и зарабатывать
Многих интересует, как сейчас монетизируется во «ВКонтакте» контент блогеров.
«У нас есть все необходимые инструменты для монетизации контента: партнерская программа, VK Donut, монетизация видео, музыки, мини-приложений, нативная реклама. Особенно быстро растет интерес к VK Donut. Это возможность для пользователей решать самим — оставлять пожертвования для автора контента или нет. С помощью VK Donut у авторов есть возможность на коммерческой основе предоставлять премиальный доступ к эксклюзивным материалам. Недавно мы запустили кабинет выплат для самозанятых. Через кабинет пользователи могут напрямую получать доход, заработанный с помощью официальных средств монетизации во «ВКонтакте». Он упрощает взаимодействие авторов с площадкой и делает процесс получения выплат удобнее, что позволяет авторам больше времени уделять созданию контента и привлечению новых подписчиков», — рассказала Марина Краснова.
Объединяя миры
Пожалуй, одни из главных трендов на сегодня — объединение цифрового и реального миров. Как пример — культовый VK Fest. Фестиваль проводился в Санкт-Петербурге, собирая многотысячную аудиторию. В этом году фестиваль пройдет в пяти городах: Владивостоке, Новосибирске, Сириусе (Краснодарский край), Санкт-Петербурге и Москве. Во всех городах мероприятие будет проходить при активной онлайн-поддержке.
«В прошлом году мы провели VK Fest одновременно в трех городах. Фестиваль посетили 175 тыс. человек, а за онлайн-трансляцией наблюдали более 23 млн зрителей. Получился праздник всероссийского масштаба. В этом году наша планка еще выше — целый фестивальный месяц — пять городов за пять недель. Артисты с удовольствием принимают участие в фестивале: они ведут паблики во «ВКонтакте», публикуют музыку и создают свои плейлисты, а после эти плейлисты переходят на сцену в офлайн на VK Fest», — рассказала Марина Краснова.