От ИТ к маскам: как быстро адаптировать бизнес под запросы рынка. Кейс «Health Dom»
Новые правила игры и запросы рынка вынудили предпринимателей оперативно трансформировать бизнес. ИТ-компания «Rise Media Group» занималась разработкой решений в сфере E-сommerce, а в пандемию запустила полный цикл производства средств индивидуальной защиты. Основатель компании Степан Фесенко рассказал, как успешно перестроить бизнес за короткие сроки.
Чем занималась компания до пандемии и как получилось, что вы запустили производство средств индивидуальной защиты?
Степан Фесенко: Около 5 лет мы разрабатывали проекты в сфере электронной коммерции. За это время мы четко отстроили бизнес и продажи, делали фокус на создание продуктов, необходимых для работы с маркетплейсами. Большинство наших решений были для малого бизнеса, но, как известно, он очень пострадал от пандемии. Наша компания лишилась большой части доходов, пришлось диверсифицировать бизнес и искать новые пути развития.
В связи с новыми запросами рынка мы запустили проект Health Dom – полный цикл производства различных средств индивидуальной защиты (СИЗ). Сегодня у нас есть представительства в 60 регионах. Изначально мы производили защитные экраны для лица, а затем значительно расширили ассортимент. Сегодня мы продаем доступную и необходимую продукцию по всей России.
Чем ваш бизнес важен для общества?
С.Ф: Весь мир столкнулся с дефицитом СИЗ, а мы приняли активное участие в устранении этой проблемы. Наша миссия – сформировать сеть данной категории продукции посредством имеющихся ИТ-компетенций – начиная от поиска и привлечения дилеров, заканчивая контролем за товарами и их продвижением.
Мы считаем, что в подобной деятельности и проявляется социальная ответственность бизнеса, столь необходимая сегодня. Важно и то, что подобные проекты будут полезны и востребованы обществом и после пандемии.
Какие выводы вам позволили сделать пандемия и запуск проекта?
С.Ф: Первая половина 2020 года показала, что важны не готовые решения, а комплексные механизмы, которые позволяют их быстро генерировать, объединять и адаптировать под бизнес. Один из кейсов – создание новых бизнесов внутри компании. Так случилось и у нас, когда мы запустили полный цикл производства СИЗ. Не исключено, что вскоре мы переключимся на новые или смежные рынки. В этой ситуации важны гибкость и адаптивность к изменениям экономической ситуации.
Рисков много, и только умение быть на шаг впереди позволяет их минимизировать
Какие инструменты помогли росту компании, что вы внедряли в стратегию и бизнес-процессы?
С.Ф: Отдельный и важный пункт – внедрение ИТ-инструментов, это обеспечивает 80% успеха. Комплексная проектная деятельность и коммуникация без ИТ сегодня невозможна.
С какими проблемами вы столкнулись при запуске и реализации проекта?
С.Ф: Хоть нам и удалось успешно адаптироваться под ситуацию и выйти на новый рынок, мы потерпели немало проблем даже при правильном использовании ИТ-инструментов. Например, при логистических процессах: пока мы доставляли СИЗы из одной точки в другую, их цена могла упасть в три раза. Мы также попали в очень неприятную ситуацию с китайским поставщиком сырья и сейчас идет крупное разбирательство. Чтобы в будущем минимизировать риски и не допускать повторения ситуации, мы перешли к коротким логистическим цепочкам.
Да, рынок действительно чрезвычайно лабилен. Весь прошлый год мы развивались, двигались на собственные средства. Таким образом дошли до серьёзных оборотов. При этом очевидно, что значительную долю наших потребителей составляли посредники. В какой-то момент решили, что в приоритете должны быть конечные потребители. Для нас это бюджетные, медицинские учреждения, которые проводят закупки через тендеры. В то же время сейчас в связи со спадом пандемии имеет место снижение цен на продукцию, которой мы занимаемся. Поэтому на данном этапе мы открыто привлекаем партнеров-инвесторов.
Мы уверены, что рынок СИЗ по-прежнему перспективен и привлекателен для инвесторов. По прогнозам экспертов, до 2027 года объем рынка СИЗ в мире будет расти в среднем на 9,6% в год. Одной из главных причин считается усиление внимания компаний и корпораций к технике безопасности на рабочих местах. Помимо здравоохранения, это растущий спрос на защитные средства в отраслях производства металлов, добычи нефти и газа, автомобилестроения и нефтепереработки. Поэтому рынок СИЗ вполне можно назвать рынком стабильного спроса в ближайшие годы.
Для себя я сделал вывод, что предпринимателю нельзя быть консервативным, нужно уметь адаптироваться под любые реалии рынка и двигаться только вперед
Что важнее для бизнеса: идея или продвижение?
С.Ф: Нельзя переоценивать значимость идей, даже самых актуальных. Без реализации они не имеют никакого смысла и ценности. Придумать – это одно, а сделать – совершенно другое. Некоторые коллеги хотели последовать нашему примеру, но ни у кого не получилось в виду непонимания правил реализации и трудностей рынка.
Расскажите о вашем самом большом провале в бизнесе? С.Ф: Сложно выделить конкретный бизнес-провал, потому что я их не воспринимал таковыми. Можно сказать, они так или иначе случаются каждый день, а в этом и состоит развитие бизнеса – в умении их преодолевать. Многие компании, которые планируют масштабироваться, часто не знают всех подводных камней и того, что их ждет на этом пути.
При динамичном развитии провалы неизбежны, к ним стоит относиться спокойнее По-другому компания не сможет расти, бизнес – это постоянное решение проблем.
Важно ли бизнесу стараться минимизировать количество ошибок? С.Ф: Ошибки неизбежны. Просто нужно трезво оценивать ситуацию и понимать, что никто от них не застрахован. Они свойственны как начинающим предпринимателям, так и опытным. Нужно быть готовым к тому, что некоторые ошибки могут стать фатальными и привести к краху. Чтобы минимизировать их, нужно стараться четко рассчитать возможные сценарии и риски.