Пресс-центр РБК

Перспективы развития общественного транспорта в регионах

Юрий Осинцев, вице-президент группы «Синара»
Сегодня Группа «Синара» в#nbsp;честь юбилея города на#nbsp;площадке Иннопрома подарила Екатеринбургу троллейбус собственной разработки, расскажите про эту машину и#nbsp;связанные с#nbsp;ней проекты.

Для#nbsp;компании это новый проект. Мы#nbsp;его начали практически в#nbsp;прошлом году, и#nbsp;в#nbsp;этом году сертифицировали первые машины. Производство, которое уже началось, размещено в#nbsp;Челябинске. Для#nbsp;Екатеринбурга наш подарок#nbsp;— это первый образец современного троллейбуса, который отвечает, на#nbsp;мой взгляд, самым лучшим техническим требованиям. Во-первых, это комфорт для#nbsp;пассажиров, во-вторых, дальность автономного хода, в-третьих, возможность быть как троллейбусом, так и#nbsp;электробусом. Также это очень быстрая зарядка#nbsp;— и#nbsp;самое главное, здесь использованы самые современные технические возможности.

Наша разработка#nbsp;— совершенно новая, она не#nbsp;имеет конструктивных проблем, которые есть у#nbsp;различных троллейбусов старых моделей. Для#nbsp;города это#nbsp;— хороший подарок, и#nbsp;я#nbsp;думаю, что к#nbsp;300-летию горожане по#nbsp;достоинству его оценят.

Сегодня компания «Синара#nbsp;— Городские Транспортные Решения» модернизирует трамвайную инфраструктуру в#nbsp;Таганроге, Краснодаре и#nbsp;Ростове-на-Дону, а#nbsp;в#nbsp;Челябинске занимается комплексным обновлением троллейбусной сети. Как#nbsp;бы вы#nbsp;оценили такой вид государственно-частного партнерства как концессия для#nbsp;бизнеса? Выгоден#nbsp;ли такой механизм для#nbsp;частных компаний?

Действительно, городской общественный транспорт в#nbsp;силу ряда причин всегда был интересен для#nbsp;нашей компании. Еще 5 лет назад мы#nbsp;с#nbsp;Екатеринбургом начинали подготовку проекта концессии городского электрического транспорта#nbsp;— трамвая. Город, конечно, сегодня имеет серьезные улучшения в#nbsp;этой сфере: трамвайный транспорт развивается. Тем не#nbsp;менее, комплексного развития пока нет. Наш подход всегда#nbsp;— комплексное развитие, и#nbsp;нам удается его осуществлять, например, в#nbsp;Таганроге. Мы#nbsp;2 года назад начали проект «Таганрогский трамвай»: он#nbsp;полностью реконструирует все 45#nbsp;км трамвайных путей таганрогской сети. И#nbsp;самое главное#nbsp;— мы#nbsp;полностью заменили подвижной состав. Это 50 новых современных трамваев. Сейчас мы#nbsp;заканчиваем этот проект, и#nbsp;для нас важная оценка#nbsp;— это оценка жителей. Сегодня проект «Таганрогский трамвай» оценивается местными жителями как знаковый. Наша задача#nbsp;— комплексное решение вопросов городского общественного транспорта#nbsp;— то#nbsp;есть ускорить возможность перемещения из#nbsp;точки, А#nbsp;в#nbsp;точку#nbsp;Б для удобства горожан, и#nbsp;мы#nbsp;получаем много положительных отзывов о#nbsp;нашей работе.

Как вы#nbsp;считаете, может#nbsp;ли реализация подобных масштабных проектов быть интересна частному инвестору без привлечения государственного финансирования? Возможен#nbsp;ли вообще такой вариант?

Для#nbsp;бизнеса#nbsp;— это очень сложные проекты. Кроме технических, они несут много не#nbsp;так просто опознаваемых проблем. Эти проекты связаны и#nbsp;с#nbsp;горожанами, и#nbsp;с#nbsp;тысячей компаний, которые так или иначе участвуют или даже мешают проекту. Это различные, например, пересечения с#nbsp;водопроводом: вовлеченными в#nbsp;проект становятся многие компании. К#nbsp;примеру, на#nbsp;остановках существуют магазины и#nbsp;прочие бизнесы#nbsp;— а#nbsp;мы#nbsp;говорим, что современная остановка должна быть типовой, на#nbsp;ней должно быть информационное табло. И#nbsp;старые булочные-закусочные не#nbsp;вписываются в#nbsp;эту идеологию. И#nbsp;эти проблемы решаются очень сложно, не#nbsp;всегда находится компромисс.

С#nbsp;другой стороны, например, в#nbsp;Ростове мы#nbsp;планируем поставлять новые трехсекционные трамваи. Мы#nbsp;развиваем собственное производство, и#nbsp;конкурсы на#nbsp;закупку города проводят на#nbsp;10−15 штук трамваев, троллейбусов. А, когда ты#nbsp;с#nbsp;нуля начинаешь производство, тебе желательно иметь на#nbsp;2−3 года иметь стабильный заказ, чтобы произвести доводку изделия. И#nbsp;концессия позволяет не#nbsp;только поставить, но#nbsp;и#nbsp;профессионально эксплуатировать транспорт. В#nbsp;Челябинске у#nbsp;нас контракт на#nbsp;168 троллейбусов, это стабильность. В#nbsp;Ростове#nbsp;— это 76 новых трехсекционных трамваев.

Концессии на#nbsp;примере Таганрога#nbsp;— это случай комплексного решения (это не#nbsp;только трамвай, рельсы и#nbsp;шпалы, но#nbsp;и#nbsp;система управления городским общественным транспортом: например, система парковок, информационные, платежные системы). В#nbsp;этой части мы#nbsp;всегда говорим: самое сложное в#nbsp;трамвайной концессии#nbsp;— необходимость государственной поддержки. Инфраструктура#nbsp;— если мы#nbsp;берем пример Таганрога#nbsp;— недостаточна, не#nbsp;было даже пригодной ливневой канализации. Это дорогие вопросы, и#nbsp;федеральная поддержка здесь очень существенна, это толчок для#nbsp;того, чтобы города сами пошли на#nbsp;модернизацию. Почему не#nbsp;получилось с#nbsp;Екатеринбургом 5 лет назад? Потому что не#nbsp;было федеральной программы. И, конечно, городу в#nbsp;таких масштабных проектах тяжело. И#nbsp;те#nbsp;города, которые идут сейчас как пилотные#nbsp;— у#nbsp;нас это Краснодар и#nbsp;Ростов#nbsp;— имеют существенную федеральную поддержку в#nbsp;реализации проектов.
Федеральная власть при этом четко говорит: «нам нужны не#nbsp;только трамваи#nbsp;— вы#nbsp;должны сделать всю систему, изменить облик городского общественного транспорта». Много различных требований есть со#nbsp;стороны федеральной власти, чтобы до#nbsp;того, как ты, как говорится, добежал до#nbsp;денег, ты#nbsp;в#nbsp;отношении региона, города выполнил определенные условия#nbsp;— и#nbsp;это абсолютно правильно, мы#nbsp;это поддерживаем.

В#nbsp;общем, участие частного инвестора, как я#nbsp;показал на#nbsp;примере трамвайной концессии, практически невозможно. К#nbsp;тому#nbsp;же, сегодня такие проекты может потянуть только Москва. Потому что ресурс муниципалитетов ограничен, даже у#nbsp;городов-миллионников. Замену подвижного состава муниципалитеты могут себе позволить, но#nbsp;без инфраструктуры это будет половинчатое решение вопроса. Поэтому муниципалитетам без поддержки региона или государства на#nbsp;федеральном уровне это не#nbsp;потянуть. Как и#nbsp;бизнесу, потому что окупаемость сегодня идет на#nbsp;уровне 20−22 лет, а, если грантов не#nbsp;будет, то#nbsp;это 30−40−50 лет, во#nbsp;что бизнес не#nbsp;уложится.
2023-07-17 10:25 Пресс-релиз Новость Интервью