— Как распространение COVID-19 изменило работу в уходящем 2020 году?
— Конечно, пандемию этого года можно назвать беспрецедентным вызовом для всей экономики. Но, несмотря на все трудности, которые возникают, мы не можем расслабиться и просто ждать ее окончания. Уходящий год стал для нас чередой самых непростых решений. Ранее президент страны поставил амбициозную задачу — запустить новый инвестиционный цикл — рост инвестиций в 2030 году должен достичь 70%. Решать эту задачу предстоит нам с вами несмотря на трудности, которые у нас есть сейчас.
— Можно ли говорить о том, что, несмотря на пандемию, экономика региона остается устойчивой?
— Мое мнение — взвешенная политика по введению ограничений, сохранение всех форм господдержки бизнеса и новые налоговые преференции себя полностью оправдали. Если говорить в цифрах, то по итогам 2020 года объем валового регионального продукта сохранится на уровне свыше 1,5 трлн руб. Также уже понятно, что мы сохраним на уровне прошлого года объемы промпроизводства, строительства, поступление частных инвестиций, а также экспорт продовольствия и продукции сельхозпроизводства.
Мир после пандемии прежним уже не будет. Думаю, каждый это осознал. Сейчас перед нами стоит ключевая задача — не просто сохранить показатели, а обеспечить устойчивый рост экономики и приток инвестиций. Мы планируем сделать ставку на высокотехнологичные конкурентоспособные донские компании и новые индустрии, а также их локализацию в Ростовской области.
— Как регион поддерживал представителей бизнеса в этих условиях?
— Несмотря на снижение налоговых поступлений, мы сохранили в 2020 году все региональные меры поддержки бизнеса. Их общий объем превысил 10 млрд руб. С их помощью действующие донские предприятия модернизируют производства, обновляют основные фонды, и тем самым вносят основной вклад в региональный портфель инвестиций — около 80%. Еще 20% приходятся на новые инвестпроекты.
Еще один эффективный стимул к обновлению основных средств — региональная льгота по налогу на прибыль. Льготные ставки действуют до 2023 года. А значит, нужны новые инструменты, одним из которых может стать инвестиционный налоговый вычет. Категории получателей такого вычета целесообразно расширить. Данным правом важно наделить предприятия ключевых отраслей донской экономики. Отраслевым министерствам поручено подготовить предложения по решению этой задачи.
— Многие эксперты сходятся во мнении, что наиболее пострадавшими в условиях пандемии оказались малые и средние предприятия. Какую поддержку регион предложил представителям этого сегмента?
— Вклад субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в общий объем инвестиций значительный и составляет порядка 40%. Для сохранения занятости и деловой активности субъектов МСП мы реализовали целый комплекс мер поддержки. В частности, снижены ставки по всем специальным налоговым режимам: по «упрощенке» — в 6 раз, до минимальных значений; а по «вмененке» и патентам — в 2 раза.
Кроме того, на время ограничений торгово-развлекательные комплексы освобождены от уплаты земельного налога и арендной платы за землю. Для гостиниц эта мера поддержки распространяется на весь год. Также в Ростовской области были введены однопроцентные кредиты с отсрочкой платежа. Внедрили льготный лизинг. Максимально снизили размер платы за поручительства областного гарантийного фонда.
В целом, новые льготы субъектам МСП обошлись бюджету в 5 млрд рублей. Найти эти средства в нынешних условиях было непросто. Но мы справились, и я убежден, что мы правильно поступили. В итоге мы смогли не только сохранить численность занятых в этой сфере, но и заложили базу для восстановительного роста данного сектора экономики. Задача экономического блока правительства региона совместно с налоговой службой и деловыми сообществами — проанализировать целесообразность сохранения пониженных налоговых ставок. Такой запрос от бизнеса точно есть.
— Вы упомянули о задаче по росту инвестиций в экономику региона. Каковы текущие показатели в этом направлении работы?
— Сегодня в региональном инвестпортфеле свыше 600 проектов на сумму более 520 млрд руб. Ключевые и самые заметные проекты реализуются в высокотехнологичных сферах — обрабатывающей и пищевой промышленности, машиностроении, сельхозпроизводстве, возобновляемой энергетике, цифровой экономике и логистике.
Если говорить об итогах 2020 года, то стоит упомянуть новые очереди производств кормов для домашних животных «Марс» и крупногабаритной полимерной тары «Ай-Пласт», индустриально-логистический комплекс ПНК Групп, диализные центры «Фрезениус». Также сейчас продолжается работа по таким проектам, как: производство льняного масла «Асва», детской развивающей продукции компании «Аль Пако», логистического комплекса «ЮниКосметик», лабораторного комплекса «ПромМаш Тест».
Отдельно стоит выделить ветроэнергетику — в целом по этому направлению реализуется восемь проектов на сумму порядка 70 млрд руб. Уже введены и поставляют электроэнергию на оптовый рынок ветропарки общей мощностью 350 мегаватт (в 2023 году будет мы будем иметь порядка 700 мегаватт). Все это результат совместной работы с нашими стратегическими партнерами — Роснано, Росатомом, итальянской «Энель», финским «Фортум».
Также, если говорить об энергетическом комплексе, совместно с «Газпромом» мы работаем над развитием рынка газомоторного топлива. Создали у себя 22 газозаправочных объекта, из них 12 в текущем году. Новошахтинский завод нефтепродуктов реализует масштабный проект по глубокой переработке нефти на сумму 177 млрд руб.
— Какие задачи по развитию агропромышленного комплекса удалось решить в 2020 году? Удалось ли сохранить показатели?
— Ростовская область является традиционным лидером по экспорту продукции агропромышленного комплекса и сохраняет свои позиции — его объем превышает $5 млрд. Для понимания, это примерно пятая часть всего российского продовольственного экспорта. И у нас есть данные, что по итогам текущего года он заметно вырастет.
Еще одной важной задачей, была и остается, возобновление темпов производства мяса птицы. В партнерстве с Россельхозбанком и ВЭБ.рф мы перезапустили с компанией «Дамате» промышленное производство индейки и утки. На повестке дня сейчас возобновление деятельности ряда птицеводческих предприятий, достройка и запуск тепличных комплексов.
Также подчеркну, что сейчас на Дону активно развивается и глубокая переработка зерна. Например, «Амилко» наращивает мощности крахмалопаточного комбината по глубокой переработке сырья — до 500 тыс. тонн в год, а «ДонБиоТех» завершил технический аудит и в следующем году приступает к продолжению строительства комплекса по глубокой переработке зерна для производства аминокислот.
— Какие еще потенциальные точки роста для инвестиций на Дону вы могли бы выделить по итогам года?
— Сейчас мы можем видеть беспрецедентный рост интернет-торговли. По данным экспертов доля продаж по этому каналу реализации в общем объеме розничной торговли в России: в первом полугодии 2020 года приблизилась к 10%, когда по итогам 2019 года составляла лишь 2%. Это очень перспективное направление, для Ростовской области — особенно. У нас очень выгодное транспортно-логистическое положение, это очень важный наш ресурс и его необходимо использовать. И мы его уже используем. Об этом говорят уже реализованные проекты — логистический комплекс «Яндекс. Маркет», а также фабрики компании Ozon. Очевидно, что это также перспективная ниша для роста инвестиций, в том числе в сфере локализации вблизи логистических складов производств наиболее «ходовых» товаров.
Вообще все макроэкономические системы ощущают сейчас на себе цифровую трансформацию. Свежий тому пример — начало использования на Дону беспилотных комбайнов с российской системой автономного управления на базе искусственного интеллекта, цифровизация производственных процессов, например на НЭВЗе и ряде других предприятий.
Поэтому еще одной точкой роста в условиях тотальной цифровизации становятся центры обработки данных. Ростовская область уже стала лидером российской ветроэнергетики, у нас есть реальная возможность стать лидерами и в этом направлении. Объем инвестиций в данную сферу оценивается в десятки миллиардов рублей. И у нас уже есть результаты: уже достигнуты договоренности о строительстве двух центров обработки данных. Объем планируемых инвестиций компании «Т2 Мобайл» оценивается без малого в 2 млрд руб.
— Какие задачи по созданию условий для улучшения инвест-климата сейчас стоят перед регионом?
— Без учета пространственного фактора, вряд ли можно говорить об успехе региона, в том числе в сфере инвестиции. Одно из направлений — развитие пространств для размещения производств, прежде всего в формате индустриальных парков. Хороший пример — включенный в федеральный реестр частный Новочеркасский индустриальный парк. Благодаря полученному статусу, резиденты парка могут претендовать на налоговые льготы, а управляющая компания — на софинансирование своих расходов. Нам предстоит разработать большой пакет региональных преференций как для инвесторов индустриальных и технопарков, так и для будущих их резидентов.
Когда мы говорим о пространственном развитии, нельзя не упомянуть внедрение федерального стандарта комплексного развития территорий. Начиная с 2017 года значительные бюджетные ассигнования — свыше 2 млрд. рублей в год, мы направляем на обустройство общественных территорий донских городов и сел. Подготовка к этой работе уже идет. Пять городских команд — из Ростова, Таганрога, Шахт, Волгодонска и Новочеркасска — получают практические знания по комплексному развитию современных городов на программе Сколково и ВЭБ.РФ.
Другое важное инфраструктурное направление — развитие портов. Уже реализуются проекты на сумму свыше 10 млрд руб., которые позволят нарастить мощности донских грузовых терминалов. Также у нас уже подписано соглашение с дочерним предприятием американской компании «Каргилл» о реконструкции ростовского портового зернового терминала. Стоимость проекта 1,5 млрд руб.
— На Дону реализуется ряд масштабных дорожно-транспортных проектов. Крупнейший из них — Ростовское кольцо. Расскажите о нем.
— Ростовское транспортное кольцо соединит 12 автодорог федерального, регионального и местного значения, в том числе абсолютно новые. Объем инвестиций по всем этапам проекта — не менее 156 млрд руб. Кольцевая дорога вокруг областной столицы придаст новый импульс развитию всей ростовской агломерации. Это очень важный проект и вот почему: развитие агломераций имеет самое принципиальное значение для дальнейшего роста и жилищного, и индустриального строительства, и множества смежных отраслей. Наша цель — обеспечить развитие ростовской агломерации по уже сложившимся «пространственным лучам» — новочеркасскому, таганрогскому и азовскому, осуществляя сближение городов и районов.
— Донской туризм регулярно называют одним из перспективных направлений развития региона. Как вы оцениваете Ростовскую область в этой нише?
— В Ростовской области туристическую нишу я оцениваю как не занятую. Как нишу, которую точно нужно занимать активнее. Мы, в общем-то, неплохо развиваем задачу по развитию делового туризма, но нужно дальше работать. Работать для того, чтобы человек, который приехал к нам по каким-то своим делам, по работе или бизнесу, смог увидеть совершенно регион совершенно по-новому. Мест, куда можно поехать и это интересно, у нас много. Это север области, Вешенская, где жил и творил Шолохов, и Таганрог, и Старочеркасская станица.
Конечно, 2018 год дал нам хорошие возможности для дальнейшего развития: в частности после чемпионата мира по футболу очень изменил гостиничный бизнес. Надеюсь, что и в 2021 году, несмотря на все обстоятельства, индустрия гостеприимства сможет продемонстрировать дальнейшее развитие. Развитие туризма — это наша важная цель. В уходящем году россияне, ранее предпочитавшие отдых за рубежом, открыли для себя туристические продукты внутреннего рынка. В том числе самобытную Ростовскую область, которая входит в «золотую двадцатку», занимая в Национальном туристическом рейтинге 15 место. На узнаваемость региона работает созданный в 2017 году туристский бренд «Вольный Дон», удостоенный гран-при в номинации «Брендинг территории» на международном конкурсе «PROбренд-2020».
В этом году впервые в постсоветской истории возобновлены круизные морские перевозки. По Дону и Азовскому морю прошел четырехпалубный теплоход «Мустай Карим». Также в 2020 году при поддержке Совета Федерации мы приступили к разработке дорожной карты по комплексному развитию города Таганрога как туристического центра.