22 марта 2023 года состоялось бизнес-мероприятие от РБК «Точки роста в сельском хозяйстве: как развиваться без привлечения инвестиций». Участники встречи обсудили актуальные точки роста и проблематику развития аграрной отрасли в России. По словам экспертов, российские сельскохозяйственные предприятия имеют достаточно ресурсов для стабильного развития, вопрос лишь в правильном использовании существующей базы.
Встреча открылась выступлением Александра Молодцова, директора Департамента производительности труда, защиты и поощрения капиталовложений Минэкономразвития РФ, который подчеркнул важность обсуждаемой темы и необходимость на практике повышать производительность труда, чтобы компенсировать разрыв между российскими компаниями и конкурентами на международных рынках.
«Минсельхоз активно финансирует отрасль, и объем поддержки сопоставим с европейскими и азиатскими странами. Важно, чтобы эти меры поддержки были использованы максимально эффективным образом и приносили реально измеримые результаты. Чтобы использовать эти средства более эффективным образом, нужно начинать не с покупки нового оборудования, а с перестройки производственного процесса внутри предприятий», — Александр Молодцов.
Этап универсальных решений пройден, пришло время говорить о конкретных вещах. Очевидно, что рынок никуда не делся и даже частично освободился: появилось много ниш, которые можно и нужно занимать. Вопрос лишь в том, какими усилиями это делать: увеличивать объем производства в два раза, построив в два раза больше мощностей и получив в два раза больше земель и обрабатывающих мощностей, или найти возможности для двукратного увеличения за счет внутренних ресурсов.
![](https://static.tildacdn.com/tild3538-3861-4531-b064-633564313930/RBC_Events_Tochki_Ro.jpg)
Возможности для поиска точек роста часто находятся внутри предприятия. Это хорошо показала реализация национального проекта «Производительность труда», который курирует первый вице-премьер Правительства РФ Андрей Белоусов. В нацпроекте участвуют уже 4,5 тысячи компаний, которые получили поддержку и выросли по объемам инвестиций и прибыли.
«Сегодня потенциал внутреннего роста в сфере сельского хозяйства почти не используется. Из 4,5 тысяч предприятий-участников нацпроекта только 368 относятся к сфере сельского хозяйства, и их количество можно и нужно увеличивать», — Александр Молодцов.
С участниками нацпроекта работают Федеральный центр компетенций и региональные центры компетенций — экспертные консультационные организации, которые приходят на предприятие и помогают перестроить производственный процесс таким образом, чтобы, избавившись от всех простоев и потерь, увеличить объемы производимого продукта и прибыль компаний, не входя в инвестиционную фазу. Когда такие меры реализуются одновременно и с четким стратегическим пониманием, результат становится очень заметен.
По предприятиям-участникам нацпроекта добавленная стоимость, даже в достаточно узком кругу компаний, выросла почти на 400 млрд рублей прибыли. Эффект от работы ФЦК составил более 60 млрд рублей на конец 2020 года — это буквально средства на инвестиции. Работа ФЦК позволяет выявить в производственном процессе ту самую точку, которая является узким местом, а затем скорректировать бизнес-процессы.
![](https://static.tildacdn.com/tild3961-3434-4630-b838-643837373030/RBC_Events_Tochki_Ro.jpg)
Часто проблема может быть не в оборудовании, и вкладывать средства в закупку новой техники необязательно. Эти ресурсы можно направить на внедрение методов бережливого производства в производственном процессе. Реальность такова, что производственная система есть в очень немногих компаниях. Это особенно чувствуется на крупных предприятиях, которые росли в условиях большого спроса. Наличие спроса порождает иллюзию, что все и так работает. Но вопрос в том, что все это время можно было зарабатывать гораздо больше.
В случае сельского хозяйства можно кратно уменьшить потери от неправильного хранения продукции и сокращения времени простоя техники. Например, в компании отстроили каким-то образом процесс ремонта техники и заказа деталей, но часто этим занимается ремонтная база. Сколько деталей закупается, нужен ли такой объем, какого размера должен быть запас, где проводить ремонт — это та системная работа, которая должна быть выстроена от обслуживающего персонала до фронт-офиса, который уже занимается продажами.
В рамках нацпроекта производство в идеальной форме должно быть отстроено и зафиксировано, а затем масштабировано. Такой процесс занимает время, но делает из компаний мировых лидеров.
Со стороны аграрной отрасли в нацпроекте «Производительность труда» участвуют не только сельхозпредприятия, но и пищевые производства, а также производители сельскохозяйственной техники. Всего таких предприятий на сегодняшний день более тысячи. Подробнее о том, как реализуется национальный проект «Производительность труда», рассказал генеральный директор ФЦК.
![](https://static.tildacdn.com/tild6265-6562-4637-b861-346632653264/RBC_Events_Tochki_Ro.jpg)
«Основная цель проекта — рост прибыли предприятий и вклад в экономику Российской Федерации дополнительно заработанных средств. Если говорить о предварительных результатах по этой тысяче компаний, то добавленная стоимость к той прибыли, которая была, выросла на 200 млрд рублей по результатам 2021 года — это примерно 23% прироста прибыли. Выручка предприятий-участников по результатам 2021 года выросла на 500 млрд рублей. Такого результата удалось добиться благодаря увеличению объемов производимой продукции и экономии издержек, а также за счет более рационального использования ресурсов», — Николай Соломон, генеральный директор ФЦК.
Показатели сельского хозяйства достаточно хорошие, в некоторых случаях даже может настать кризис перепроизводства — один из видов потерь, на который необходимо обращать внимание, занимаясь планированием в масштабах страны.
Отрасль хорошо набирает темпы, а значит, конкуренция в ней обострится и между производителями будет вестись борьба за качество товаров и снижение себестоимости. Эта конкуренция будет положительно сказываться и на экономике, и на ограничении цен, в том числе конечных цен для граждан. В 2014 году, когда с российского рынка ушли итальянские и австрийские сыры, оказалось, что у нас есть свои великолепные сыры и великолепная «молочка». Сейчас складывается похожая ситуация.
Вместе с коллегами из региональных центров компетенциий ФЦК провел работу на 100 мясоперерабатывающих комбинатах, и обнаружилось, что везде делают похожие ошибки. По санитарно-эпидемиологическим требованиям все в порядке, вопрос в другом: компании закупили современное оборудование, но управлять этим оборудованием не научились.
![](https://static.tildacdn.com/tild3562-3966-4331-b364-333231616562/RBC_Events_Tochki_Ro.jpg)
«Предприятия используют ресурсы (человеческие ресурсы и оборудование) только на 50%. В рамках нацпроекта мы говорим о том, как теми же людьми и тем же оборудованием можно зарабатывать больше и производить больше», — уточнил Николай Соломон.
Конкуренция однозначно даст положительные эффекты, но по выработке и по производительности российские компании остаются далеки от идеала. Например, по «молочке» в России у доярок производительность в десять раз ниже, чем в США. Притом что себестоимость сырья (именно молока), в том числе для производства молочных продуктов, достаточно высока и в некоторых случаях составляет до 70% себестоимости тех молочных продуктов, которые производятся на предприятиях. Встречается и такое, что ради выпуска партии изделия общим весом в 40 кг, производство простаивает полтора часа. В таких случаях положительно сказывается сокращение ассортимента выпускаемой продукции.
«Внедряя бережливое производство, важно правильно работать с сотрудниками, особенно в сельском хозяйстве, где не всегда есть возможность легко взять и заменить специалистов. Прежде всего необходимо полагаться на собственный персонал и проращивать в нем те компетенции, которые были выбраны в качестве основных для конкретного предприятия», — сказал Николай Соломон.
Не всегда легко перевоспитать опытных сотрудников, и здесь руководитель должен стать для персонала главным примером. Кроме того, должна быть понятная мотивация, которая совпадает у человека с личными планами на жизнь, семейными планами и планами профессионального развития. В таком случае срастаются и желание акционеров зарабатывать больше, и подстроенные под это соответствующие мотивационные выгоды, и ресурсы, которые требуются для этого.
![](https://static.tildacdn.com/tild3131-3532-4333-b331-303532303435/RBC_Events_Tochki_Ro.jpg)
Генеральный директор АО «Холдинговая компания Элинар» Игорь Куимов обратил внимание участников и гостей мероприятия на то, что важно научить персонал и менеджеров так относиться к производительности труда и технологиям, которыми они владеют, чтобы это стало для них образом жизни. Любое хорошее большое дело начинается с руководителя, который принимает активное участие в производственной жизни. Если заинтересованности не будет на самом верху, внизу тоже ничего не произойдет.
«По моим данным, мы первыми среди сельскохозяйственных предприятий Подмосковья вошли в эту программу в 2021 году… Мы до сих пор участники, и я думаю, что мы останемся участниками навсегда. Складывается такая команда, специальный клуб любителей высокой производительности труда, позволяющей малыми средствами достичь хорошего большого эффекта», — подчеркнул Игорь Куимов.
Холдинг стабильно входит в топ рейтинга «Деловой России». «Элинар» — международная многопрофильная компания, большое внимание в которой уделяется культуре производства. Однако и для нее специалисты ФЦК смогли найти эффективные точки роста. В результате работы экспертов на отдельных участках пилотного предприятия удалось достичь 100% увеличения производительности труда, экономический эффект от проведенной работы составил более 200 млн рублей.
«Дело, которое делает ФЦК, — это складывает команду. Поднять производительность труда на отдельном участке без командной работы, без вовлечения всех людей в эту работу невозможно. Все сотрудники ищут, как помочь друг другу быть рациональными, и складывается творческая сильная команда. Попробуй потом вырви из этой команды человека на другое предприятие!» — отметил Игорь Куимов.
![](https://static.tildacdn.com/tild6338-6233-4166-b834-656539356535/RBC_Events_Tochki_Ro.jpg)
Светлана Барсукова, генеральный директор АО «Агросила», в своем выступлении сделала акцент на важности целеполагания. На всех уровнях необходимо четкое понимание поставленных стратегических задач, которое лежит в основе управления и позволяет четко определять цели и критерии оценки по их достижению. Для сельского хозяйства главным является обеспечение продовольственной безопасности. Привлечение ФЦК и РЦК — один из методов для достижения этих целей.
С 2014 года 23 предприятия в составе холдинга АО «Агросила» участвуют в формировании системы бережливого производства. Суммарный экономический эффект с 2014 по 2022 год составил 1,7 млрд рублей чистой прибыли — эти деньги компания смогла направить на свое развитие.
Также на предприятиях активно используется инструмент цифровизации производства — от обработки полей до производства конечного продукта. Чтобы компания работала эффективно, необходима готовность принимать и внедрять принципы бережливого производства на всех уровнях. Все сотрудники, работающие в холдинге, вовлечены в реализацию системы.
По программам обучения ФЦК в прошлом году прошли обучение 523 сотрудника компании. Также в компании действует положение, которое определяет порядок выплаты вознаграждения сотруднику, который принимает участие в реализации проектов. Это дает сотрудникам дополнительный толчок к развитию и активной работе над себестоимостью продукции.
![](https://static.tildacdn.com/tild3738-6262-4464-b334-663536613966/RBC_Events_Tochki_Ro.jpg)
Про экономическую эффективность от внедрения принципов бережливого производства рассказал еще один участник нацпроекта — Сергей Столяров, генеральный директор тепличного комплекса «Овощи Черноземья» (АПХ «ЭКО-культура»):
«Томат собирают в одно время. Мы должны его убрать своевременно и провести все технологические работы, чтобы иметь заданную урожайность… Представители ФЦК нацелены на результат и прекрасно вовлекают других в этот процесс. В результате у нас образовалась замечательная команда, мы кое-что придумали и смогли увеличить производительность по сбору томатов на 30%». Со 170 кг в час до 240−250 кг.
Благодаря принятым мерам и полученным результатам, в компании за полтора года на 30% увеличили заработную плату и получили возможность стабильно выполнять плановые показатели. Экономический эффект на бумаге составил 120 млн рублей без учета ущерба, который компания несла из-за нехватки персонала.
Андрей Агарков, коммерческий директор ООО «Ресурс» (ТМ «Увелка»), также поблагодарил представителей ФЦК за вклад в развитие компании. Задача была достаточно узкая: повышали загрузку и сокращали время простоя на фасовочных линиях. По результатам работы удалось добиться роста коэффициента загрузки с 0,51 до 0,79. Раньше половину времени оборудование стояло, сейчас оно работает.
![](https://static.tildacdn.com/tild3162-3731-4636-b632-653263323164/RBC_Events_Tochki_Ro.jpg)
Среди важных аспектов повышения эффективности использования внутренних ресурсов и эффективного внедрения принципов бережливого производства можно выделить работу с персоналом, с коллективом. Начинать готовить будущих сотрудников можно уже в образовательных учреждениях.
«Необходимо делать отдельные предметы по бережливому производству и основам цифровизации, чтобы, когда сотрудник приходил на предприятие, он хотя бы что-то понимал. Сейчас получается, что человек институт заканчивает как инженер, какими-то званиями обладает, а как настроить систему улучшений, он понятия не имеет. Это все надо преподавать», — пояснил Андрей Агарков.