«С новыми технологиями достаточно иметь 10 соток, чтобы получать продуктов, как с гектара»
Почему важно развиваться в новых для себя сферах и как добиться успеха в экологичном фермерском производстве, РБК узнал у Аниты Цой, народной артистки России, создателя агро-стартапов «Цойкины рецепты» и «Цойкина ферма».
С какой повесткой вы приехали на ПМЭФ-2023? Какие у вас ожидания от этой крупнейшей мировой площадки?
Необычно, конечно, что сегодня я представляю свой агро-проект — но время движется и диктует свое. За последние несколько лет я поняла, что нужно менять ориентиры, делать что-то новое, потому что в мире меняется все. 30 лет я на своем дачном участке выращивала овощи, фрукты, ягоды — 26 сортов. Что называется, кормила с руки всю семью, друзей, коллег. И вдруг, пережив последние три года с начала коронавирусной пандемии, я поняла, что можно попробовать диверсифицировать мои таланты. В шоу-бизнесе уже многое достигнуто, награды и звания все получены. Я, конечно, завкафедрой креативных индустрий — поднимаю молодежь, ращу, передаю опыт. Но хочется еще раз доказать самой себе, что не место красит человека и не звания, которые ты получил, а то, что работает и генерирует новую мысль, идею.
В последнее время я часто слышу от своих подруг, достигших возраста 50 лет, что их списывают с работы, быстрее берут новых молодых, брызжущих энергией сотрудников. Я с каждым днем чувствую, что эта тема все больше волнует и меня. И я думаю, что тему эту нужно быстро стирать с горизонта своих мыслей — потому что у нас есть силы, опыт, накопленные средства. И есть впереди 20−30 лет, когда мы можем взойти на новый олимп — главное, не бояться.
Проект «Цойкины рецепты» — это мини-ферма от 10 до 40 соток, на которых растится своя домашняя, экологически чистая продукция. Потом она тут же перемещается на кухню — и из нее по семейным рецептам готовится домашняя консервация. У меня семья любит готовить, поэтому рецептов накопилось много. Но приходят и идеи новых. Например, я объединила идею соленых огурцов и корейского кимчи, который раньше не мог так же долго храниться и хорошо хрустеть — в итоге я выпустила ноу-хау с мировым патентом. Мое кимчи хранится до 3 месяцев при температуре до +25 градусов без холодильника и остается хрустящим.
Наша страна обращает свое внимание на Восток, и сейчас начинается «кимчишный бум». И поэтому я, не раздумывая, начала 31 декабря: выпустилась на плейсмаркете с сертификацией на 12 продуктов, вышла на рынок, чтобы занять свою нишу. Для меня это новый бизнес: мы тестировали, собирали аналитику. И сегодня с уверенностью могу сказать, что этот бизнес можно развивать. Все продукты я ращу с новыми технологиями. Не обязательно покупать гектары земли — достаточно иметь свои 10 своих соток, чтобы получать, как с гектара.
Мне хочется развивать свой бизнес не только в сегменте изготовления своего небольшого по объему фермерского продукта, но и нести этот бизнес в регионы, чтобы и там узнавали о новых технологиях, которые могут помочь добиться впечатляющих результатов. Поэтому я нахожусь здесь, на ПМЭФ, и очень благодарна, что мой стартап посчитали одним из интереснейших в этом году.
Где можно приобрести вашу продукцию?
Как предприниматель пока небольшой, компания, еще не развернувшаяся в полную силу, я специально использую плейсмаркеты: для меня очень важно минимизировать расходы на логистику. Мои поклонники живут не только в России, но и в других странах, и лучшее решение — это Wildberries. Я обосновалась на этой площадке, 6 месяцев ее изучала и хорошо понимаю, что мне нужно.
Мы разработали свою упаковку, которая позволяет полуторалитровым компотам доходить в стекле в целости и сохранности. Только вчера получили известие, что большую партию в 200 компотов без единого боя принял Казахстан. Я знаю, что целевая аудитория, к которой я стремлюсь, находится на плейсмаркетах: это люди, работающие в крупных городах, топ-менеджеры, менеджеры среднего звена, у которых зарплата 100 000+. Люди, которые не имеют возможности прикоснуться к земле, столько времени и сил, чтобы закатывать вкусную, экологически чистую консервацию — и я готова предоставить им возможность эту продукцию получить. У нас даже родился такой лозунг: «российское родное от ягодки до баночки, с любовью и заботой от вашей кореяночки».
Планируете ли вы запуск новых социально-значимых проектов?
Начнем с того, что я заведующая кафедрой креативных индустрий, и сегодня здесь, на ПМЭФ, для меня есть много интересных возможностей послушать о том, куда движутся креативные индустрии и что нас ждет в ближайшие годы. Все, что связано с высокими технологиями, я как режиссер-постановщик применяла на своих шоу.
Мне хочется найти людей, которые, например, будут уметь не только преподавать вокал, но и создавать вокальные программы, предлагать их в онлайне тем, кто хочет заниматься музыкой. Мне очень хочется, чтобы сегодня люди, принадлежащие к искусству, не слышали от родителей: «не надо тебе туда идти учиться, иначе ты умрешь в бедности». Сегодня — совершенно другое время, и, если вы знакомы с новыми технологиями, из всего можно извлекать пользу и финансовую выгоду. Главное — этому обучиться.
Что касается «Цойкиных рецептов», я уже подумывала о том, что хочется свои баночки направлять в зону СВО. Не знаю, как они дойдут в стекле, мы только находимся на пороге решения этого вопроса, но мне очень хочется, чтобы дети участников СВО получили, например, варенье или компоты. Многие сейчас переселяются с места на место, им не до земледелия. А, если баночки дойдут и до самой зоны СВО, это будет просто прекрасно.
Я обустраиваю поселок, в котором живу и в котором находится моя ферма. Уже 30 лет являюсь председателем правления и провожу газ, свет, воду. Казалось бы, это не относится ко мне как артисту — но, так как я строю большие шоу, для меня это не такая сложная задача. Мне хочется, чтобы мой маленький поселок в Подмосковье жил счастливо, чтобы у всех были решены самые важные задачи по обустройству, и люди могли прийти после тяжелого рабочего дня и расслабиться на своем участке.