Двухсторонняя коммуникация: как социальные сети помогают бизнесу – советы эксперта международного класса
Интернет и социальные сети — верные помощники бизнесмена в 21 веке, уверен бизнес-тренер Дамир Халилов, участник специального выпуска программы «Честно говоря…», который накануне вышел на «Радио 1» и был посвящён поддержке бизнеса в непростой ситуации, которая сейчас складывается в стране.
— Как бизнесу можно использовать цифровые возможности 21 века, чтобы продвигать и себя, как бренд, и своё дело в обычных или кризисных условиях?
— Много лет все говорили, что мы живём в диджитальном обществе, но это была некая абстракция. Теперь это становится насущной реальностью. Социальные сети дают множество самых разнообразных возможностей для выхода на своих клиентов. Это, в первую очередь, продвижение персонального бренда.
Любые интернет-площадки позволяют привлечь аудиторию в компанию через бренд владельца, и социальные сети для этого идеально подходят. Потому что в отличие, например, от телевидения, социальные сети — это коммуникация от человека к человеку.
Второе — это рекламные возможности. Прямая реклама есть во всех социальных сетях, и сейчас она переживает рост. Удивительно, но это одна из индустрий, в которой и сейчас идёт рост. Это инструмент, который позволяет считать деньги и чётко выстраивать зависимость между вложенными средствами и полученной прибылью. Мы можем просчитать это до каждой копейки. Более того, мы можем точечно выходить на нашу аудиторию, даже в условиях пандемии.
Если человек часто бывал в некоем ресторане, то мы сейчас ему можем показывать рекламу прямой доставки, например, основываясь на геолокации. Дальше дело за так называемым контент-маркетингом.
У людей сейчас внезапно появилось много времени, с которым они в большинстве случаев не знают, что делать. Поэтому сейчас хорошее время для обучающего контента: инфографики, курсов, видео мастер-классов, на которые есть большой спрос. Мы уже увидели, что на 30% повысилась досматриваемость прямых эфиров и роликов. Опять-таки, через этот контент мы можем продвигать себя и свою компанию, свой продукт.
— Какие продукты сегодня на ваш взгляд максимально востребованы в социальных сетях: аудио или видеоролики, текстовые посты?
— У каждой социальной сети есть свой код, который необходимо расшифровать. Тогда люди будут воспринимать ваше послание. Если тезисно обозначать, то этот код следующий.
В Инстаграм сейчас лучше всего работает формат историй — коротких 15-секундных видео или фото, которые могут быть и сериями. Например, три минуты, разбитые на короткие ролики. Оттуда люди получают максимум информации и совершают максимум целевых действий — переходов, сделок, заявок и т. п.
Сети Вконтакте и Фэйсбук по-прежнему остаются более текстовыми. Видео тоже хорошо работает, но, если вы хотите передать конкретную информацию о продукте, лучший выход — хорошо структурированный текст.
Также на Фэйсбуке очень хорошо работают прямые эфиры и включения. Их длительность здесь дольше, чем в Инстаграме.
Тик Ток — сравнительно новая социальная сеть, которую многие недооценивают. Она сейчас тоже стала давать очень хороший промо-эффект. Там представлен формат коротких, минутных познавательных и очень бодрых роликов.
— Важно ли качество видео? Достаточно ли съемки на мобильный телефон или же это должно быть профессиональное видео?
— Это тоже зависит от формата. Например, в Инстаграме очень хорошо работают, как я уже говорил, короткие видео, в формате «из-за кулис». Т. е. резкое включение, вы идёте, вокруг что-то происходит, вы в процессе работы, что-то рассказываете. Трясущаяся рука во время ходьбы добавляет динамики.
А вот, например, на Ютьюбе делать этого категорически нельзя. Он подразумевает зрителей, избалованных высоким качеством видео — видеоблогинг, тв-продакшн. И здесь подразумевается всё-таки более качественное видео. Оно может быть снято при помощи смартфона на штативе с хорошим светом и с микрофоном-петличкой. Если есть хотя бы это, то можно обойтись без оператора.
— Можно ли в социальных сетях смешивать личный контент и профессиональный или нужно их разделять на отдельные аккаунты?
— Существует важный тезис из социальной психологии — люди не могут запоминать абстракции, люди могут запоминать только других людей. Просто человек, который всё время рассказывает про какие-то профессиональные вещи, он для аудитории всё равно абстрактен. Поэтому обязательно должна быть доля личного контента.
Есть разные градации. Мы считаем, что должно быть 40% продающего контента, 40% - экспертного, 20% - личного. Но здесь очень важно знать меру и ставить рамки. Говорю это с тремя восклицательными знаками!!!
Это не должен быть такой «бытовушный контент», хотя вот прямо сейчас наша нынешняя ситуация вносит свои коррективы. Это должно быть что-то, что показывает вас, как человека: ваше хобби, ваша семья, ваши путешествия и т. д. Личный контент обязательно должен быть, но всё-таки формат «я гуляю с друзьями, и мы сфотографировались на фоне сосны», конечно, не подходит. Рамки обязательно нужны.