Пресс-центр РБК

В Москве состоялся «IMPERATOR-FORUM 2022: Тренды в безопасности ретейла

26 мая 2022 года прошел пятый по счету IMPERATOR-FORUM, организованный группой компаний «Император». Форум проходил в гибридном формате и сопровождался онлайн-трансляцией. Более 100 экспертов из сферы безопасности и ретейла приняли участие в нескольких значимых сессиях и использовали дискуссионную площадку форума для обсуждения актуальных тем в сфере безопасности ретейла — от глобальных трендов до насущных кадровых вопросов и оптимизации бюджетов.


Мир стремительно меняется. Каждый следующий год приносит новые вызовы и то, что раньше казалось нереальным или маловероятным, прочно занимает свое место в реальности. Жесткие санкции последних лет радикально повлияли на экономику, затронув в том числе и сферу безопасности в ретейле. А события последних месяцев стали для России настоящим испытанием.

Выступая на открытии пленарной сессии, эксперт по безопасности ретейла Сергей Матвеев отметил, что поскольку глобальная экономика сейчас проходит через эпоху колоссальных изменений, как в политической области так и в бизнесе, то на фоне происходящих событий обсуждение того, каким образом безопасность в ретейле проходит через свою трансформацию и нужно ли что-то менять в этом сегменте становится особенно актуальным.

В рамках первого заседания форума состоялось выступление генерального директора информагентства Infoline Ивана Федякова, который отметил общий тренд на снижение экономических показателей во всех сферах экономики, что негативно сказывается и на ретейле. Независимый эксперт по инновациям в ретейле Борис Агатов также уделил внимание развитию технологий доставки и метавселенных, дав прогноз на глобальные тренды изменения моделей розничных сетей.

По словам Ивана Федякова, «после 24 февраля жизнь действительно сильно изменилась. Фактически она поделилась на до и после». Эксперт отметил ряд негативных экономических событий, среди которых рост инфляции, серьезное колебание курса рубля и обвал собираемости НДС на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — «ключевой для бюджета налог, который кормит практически всю страну».


Уже сейчас наблюдается «в отдельных сегментах падение продаж. Одежды на 40%, стройматериалов почти на 18%, мебели на 23%, автомобилей на 80% и так далее. Растет исключительно продовольственный сегмент, но рост во многом опирается на инфляцию. Это связано с падением реальных доходов населения. По нашим оценкам на начало марта — в этом году мы получим показатели хуже, чем в период пандемии. Падение будет сопоставимо с падением 1998 года. Тогда, я напомню, 12% было снижение реальных доходов населения».

В сегменте российского ретейла в этом году топ-100 по объему показателей выручки превысил больше половины всего розничного товарооборота в стране. То есть фактически рынок развивается по принципу консолидации. Лидерами стали X5 Retail Group и «Магнит». Из непродовольственных можно отметить успехи компании DNS и Leroy Merlin, а также Wildberries и Ozon, которые вошли в первую десятку по своему обороту. Однако нужно учитывать, что 24 февраля капитализация российского ретейла обвалилась почти в полтора-два раза, и большинство компаний существенно сократили свои показатели. В ближайшее время дальнейший рост и развитие для них будут весьма затруднены.

В плане рекомендаций эксперт посоветовал провести оптимизацию расходов и финансовую сушку, так как сегодня деньги сильно подорожали. В таких условиях важно оптимизировать затраты и сократить возможные долги, перейти к сокращению отсрочки платежей, а также использование постоплаты или предоплаты при взаиморасчетах.

Дополнительно необходимо уделить внимание омниканальности и развитию цифрового сегмента.

«Обратите внимание, что это, наверное первый кризис, когда россияне побежали не в гипермаркете покупать там вторые-третьи унитазы, а побежали на сайты интернет-магазинов закупаться». И это совершенно другой уровень взаимодействия по безопасности. В условиях кризиса нужно постараться обеспечить прибыли ваших партнеров, чтобы гармония взаимоотношений сохранялась. Если поставщик или партнер перестанет существовать, то в текущих условиях будет очень тяжело найти нового.

В заключении генеральный директор информагентства Infoline отметил, что «кризис конечно не является временем для зарабатывания прибыли. Это не тот KPI, который сейчас должен быть у менеджмента вашей компании. Кризис — это время, когда компания либо удерживает либо наращивает долю рынка. Это ключевой сегодня посыл, который мы обсуждаем с топ-менеджерами компаний, продолжающих работать на российском рынке».

В ходе мероприятия было проведено несколько интерактивных опросов, позволяющих лучше понять текущую ситуацию в области безопасности в ретейле. Согласно полученным данным, 20% респондентов приняли решение о пересмотре и увеличении расходов на безопасность в 2022 году, при этом столько же опрошенных сократили эту статью расходов.

Также опросы показали, что финансовая составляющая все еще остается решающим фактором при выборе подрядчика. Цена услуг и репутация оказались двумя главными критериями при выборе подрядчика в сегменте безопасности. При этом 65% опрошенных ожидают повышения стоимости охранных услуг до конца 2022 года, а 55% респондентов планируют увеличение охранного бюджета на 2023 год. В то же время большинство опрошенных оказалось не готово оплачивать повышение налоговой прозрачности подрядчиков.

Заместитель председателя технического комитета по стандартизации НИЦ «Безопасность» Олег Климочкин говорил о перспективах рынка труда в области безопасности ретейла. По его словам, в текущих условиях важно сохранить положительные тенденции в области взаимоотношений работодателя и исполнителя, а также сохранить 350 тысяч рабочих мест, которые на сегодняшний день представляют охранную отрасль.

Олег Климочкин отметил, что на рынке охранных услуг существуют свои перспективные направления и проблемы. Общероссийское объединение работодателей в сфере охраны и безопасности в 2022 году объединяет около трех тысяч охранных предприятий и где-то 350 тысяч охранников — более 60% имеющихся на рынке. В настоящий момент, при активном взаимодействии с государственными органами регулирования, союзу удалось достигнуть определенного прогресса и в текущих условиях главной задачей становится удержание достигнутых показателей, а также дальнейшее развитие отрасли.

Управляющий партнер ГК «Император» Сергей Малютенков в своем выступлении говорил про программу, реализуемую совместно с компанией «М-видео» — «Центр правды», направленную на грамотное использование службой безопасности данных о нарушениях.

В свою очередь, операционный директор по безопасности «М.Видео» Александр Яковлев подчеркнул, что речь про очень серьезное изменение с точки зрения стратегии безопасности: «Мы применили лучшее из того, что есть в теории и практике управления рисками. “М-видео” обладает очень большим парком объектов и очень большим количеством сотрудников. В 2019 году мы начали использовать новый программный комплекс, который показывает все необходимые процессы управления безопасностью и процессы управления операционным риском. Все то, что нам необходимо для того, чтобы быть эффективными. Мы строим свою деятельность на основе анализа любых отклонений. Для того, чтобы анализировать отклонения в процессах важно получать данные. Чем больше у вас источников информации для обработки тем соответственно ваши данные и модели точнее. То, что делают сотрудники безопасности и сотрудники смежных подразделений должно быть переведено в цифровую платформу. И мы это успешно реализовали». В многом благодаря использованию технологий искусственного интеллекта».

Участники мероприятия сошлись во мнении, что несмотря на развитие современных цифровых технологий полная замена физической охраны для большинства форматов розницы нецелесообразна, поэтому речь может идти в большей степени о синергии различных методов и инструментов, с целью сокращения потерь и расходов и без снижения качества услуг.

Информационными партнерами мероприятия выступили: Retail.ru, InfoLine, «Директор по безопасности», «Безопасность компании», «Мир безопасности», Top Retail Journal, Commercial Real Estate.
Новость Пресс-релиз