Пресс-центр РБК

Логистика, проверенная пандемией

Пандемия, локдаун и их последствия побудили транспортно-логистическую отрасль в кратчайшие сроки разработать и реализовать решения для эффективной работы в условиях закрытых границ, валютных колебаний, резкого падения курса и смены географии грузопотоков. Пройдя серьезные испытания, компании продолжают совершенствовать новые инструменты в новой реальности.

В ходе совместной онлайн-конференции Sber CIB  и «РБК Конференции»  «Транспорт и логистика 2021: драйверы роста, тренды и барьеры» эксперты рынка рассказали о внедрении цифровых решений и платформ, поделились существующими проблемами и обсудили перспективы развития отрасли.

Пандемия изменила логистику

В ходе первой сессии конференции, отвечая на вопрос модератора Андрея Левченко, ведущего телеканала РБК, спикеры рассказали о том, как логистические компании ответили на вызовы периода пандемии.

Максим Шишков, директор по стратегии и развитию Fesco, заметил, что на пике пандемийного периода структурно изменился характер товарооборота. При том, что в момент объявления локдаунов все ощутили падение спроса, уже со второго квартала 2020 года наметился его рост, зафиксированный по году на уровне 12%, в основном за счет сборных грузов сегмента  В2С.

Кроме того, с 2020 года заказчики стали проявлять больший интерес к альтернативным маршрутам — сухопутным пограничным переходам, автомобильным и железнодорожным перевозкам, поскольку цены на традиционные морские перевозки значительно выросли, в то время как тарифы железной дороги изменились в пределах инфляции.

Максим Шишков рассказал о влиянии субсидирования властями Китая сухопутных перевозок. Спикер подчеркнул, что значительная бюджетная поддержка китайской инфраструктуры создает благоприятную ситуацию для укрепления спроса на новые маршруты.

Илья Саттаров, генеральный директор Globaltruck, подтвердил слова коллеги о том, что e-commerce в период пандемии стали драйвером роста. Спикер указал на то, что доля таковых грузов выросла на 30%.

Говоря о прогнозах, Илья Саттаров предположил, что восстановление объемов перевозок возможно к 2022 году.

Цифровизация автомобильных перевозок получила мощный импульс. Новые инструменты, такие как цифровой экспедитор, позволили ускорить возможность транспортировки сборных грузов и удовлетворить существенно возросший спрос от e-commerce.

Globaltruck рассматривает в перспективных планах возможность стать агрегатором для других перевозчиков на базе собственной цифровой платформы. Спикер обратил внимание на важный результат модернизации, указав, что уже имеющиеся итоги цифровизации повлияли на рост интереса инвесторов к бизнесу автомобильных перевозок.

Олег Полеев, первый заместитель генерального директора АО «РЖД Логистика», продолжил тему преобразований, вызванных требованиями новой реальности. Спикер рассказал о том, что предприятие РЖД в рамах широкой цифровизации ответило на новые вызовы внедрением электронного документооборота и расширением таможенных сервисов. Благодаря цифровым инструментам, возросла скорость перевозок. Сегодня от Москвы до Барнаула груз доставляется за четыре дня. Кроме того, в новых условиях «РЖД Логистика» смогла предложить и новые продукты — грузовые шаттлы и аутсорс логистики для компаний, имеющих железнодорожные пути и инфраструктуру.

Татьяна Арсланова, исполнительный операционный директор ГК «Волга-Днепр», поделилась особенностями трансформации бизнеса грузовых авиаперевозок в условиях пандемии. Спикер указала на то, что структура грузов существенно изменилась в пользу медицинского оборудования. Среди наиболее значимых стали грузы для нефтепереработки и аэрокосмической отрасли. Татьяна Арсланова рассказала, что при закрытии границ география логистики изменялась практически еженедельно. Говоря об итогах 2020 года, спикер, как и ее коллеги, обратила внимание на значимое увеличение грузов e-commerce и поделилась прогнозом о возможном росте грузовых авиаперевозок в 2021 году на 7% после спада на 12% в 2020-м.

Анна Клинскова, вице-президент по продажам и маркетингу DHL Express в России, в свою очередь, ожидает полного восстановления сегмента к 2024 году.   Спикер также подтвердила, что e-commerce существенно растет и в общем объеме грузов, перевозимых компанией, занимает около 50%. Спикер подчеркнула, что данное направление становится одним из ключевых, и не только в секторе  В2С, но и в В2В .

Говоря о новых задачах, возникших в пандемию, Анна Клинскова упомянула о практически полной остановке пассажирских авиаперевозок, которые были задействованы в структуре логистики компании. В ответ на это DHL Express активно фрахтовала свободный транспорт и динамично проводила редизайн всей сети.

Как высокую эффективность работы DHL Express в сложной период можно расценивать рост стоимости акций компании по итогам 2020 года.

Логистика меняет вектор

Антон Кирюхин, начальник управления по работе с клиентами транспорта и автомобилестроения Сбербанка, модератор второй сессии конференции, обсудил с ее участниками перспективы отрасли. Открывая сессию, Антон Кирюхин указал на то, что Россия, имея передовую экспортно-сырьевую логистику, обладает серьезным транзитным потенциалом.

Дмитрий Олейник, младший партнер McKinsey, в подтверждение тезиса модератора, поделился прогнозами экспертов о развитии отрасли в ближайший перспективе. Он сообщил о возможном росте контейнерного потока из Азии в Европу практически в 1,5 раза, при условии сохранения субсидирования этого сектора Китаем, и предположил, что даже без него ежегодный рост будет не менее 1 млн тонн.

Дмитрий Олейник рассказал и о барьерах, которые мешают развитию транзитных перевозок. В частности, спикер указал на разобщенность интересов Китая, России, Казахстана, Белоруссии и недостаточную согласованность общей стратегии развития коридора Азия — Европа. Кроме того, эксперт упомянул о слабости модели продаж, при которой лишь 15–20% от общей выручки за транзит достаются российским компаниям.

Алексей Гром, генеральный директор, председатель правления ОТЛК-ЕРА, говоря о перспективах транспортного коридора, рассказал о преимуществах и путях развития железнодорожных перевозок. Один из главных плюсов железной дороги — низкие тарифы (они сохранились на уровне 2019 года). Повышение качества услуг, увеличение скорости движения грузов до 1 тыс. км в сутки и планы достичь рубежа 1300 км в сутки, делают доставку грузов железнодорожным транспортом еще более привлекательным. Алексей Гром отметил, что хотя железнодорожные составы ограничены в объемах до 100 контейнеров, сегодня компания способна отправлять их каждые полчаса. Таким образом, есть большой потенциал развития железнодорожного транзита по коридору Азия-Европа.

Максим Филимонов, вице-президент по PR и GR УК «Дело», в ходе дискуссии рассказал об увеличении объемов контейнерных грузов в два раза. Более того, отмечено удвоение транзитных перевозок в 2020 году по сравнению с 2019 годом.

Основными грузами компании сегодня стали бытовая техника и автокомпоненты. Как указал спикер, ключевой приоритет предприятия — установление прямых международных связей в Азии и Европе. Цифровизация процессов и развитие пограничных переходов, по мнению Максима Филимонова, являются важнейшими направлениями для устойчивых преобразований транзитной логистики.

Александр Неклюдов, генеральный директор «Русатом Карго», поделился амбициозными планами реализации глобального проекта — Северного морского транзитного коридора. При том, что задача абсолютно уникальная, технологии для воплощения планов в жизнь уже имеются. Так, до 2025 года «Русатом Карго» планирует построить ледовый грузовой флот и отладить транспортно-логистические услуги по новому морскому пути, а к 2029 году внедрить цифровое управление и построить фидерный флот (небольшие суда, предназначенные для перевозки контейнеров и грузов между портами) для безледовых участков маршрута.

Таким образом, у России появится свой морской путь, альтернативный существующему сегодня основному маршруту из Азии в Европу через Индийский океан и Суэцкий канал. При этом более быстрый, а по стоимости даже ниже, чем железнодорожный. «Русатом Карго», отслеживая тренды, определила e-commerce как целевой сегмент.

Татьяна Арсланова в ходе дискуссии, говоря об авиаперевозках, указала на то, что российским компаниям есть на кого равняться. Спикер рассказала, что грузооборот Дохи (Катар) в разы превышает оборот всех российских воздушных портов. Отечественным авиаперевозчикам грузов необходимо развиваться как на традиционном направлении Азия — Европа, так и на перспективных и бурно растущих направлениях Азия — Америка, Индия — Европа.

В ходе своего выступления Татьяна Арсланова указала на возрастающую значимость ESG-повестки. В рамках новых экологических требований, в том числе со стороны заказчиков, уже сегодня компании постоянно мониторят выбросы СО2. Кроме того, авиаперевозчики начали использовать биотопливо. В целях снижения уровня СО2 лайнеры на ВПП буксируют так, чтобы как можно меньше использовать двигатели на земле. В работе на перспективу компании, активно участвуют в разработке нового поколения, более экологичных лайнеров.

Закрывая сессию, модератор дискуссии Антон Кирюхин ответил на запросы по основным потребностям транспортно-логистических компаний и сказал: «Сбербанк готов быть финансовым партнером логистических компаний и перевозчиков для решения ключевых вопросов и задач по цифровизации и развитию физической инфраструктуры в отрасли».

Цифровая трансформация логистики

В ходе третей сессии конференции Антон Точин, руководитель центра компетенций «Цифровая трансформация» Strategy Partners, Ольга Наумова, заместитель генерального директора ГК «Соллерс» и генеральный директор LORUS SCM, и Сергей Климаш, заместитель генерального директора, куратор блока ИТ и технологии «СберЛогистика», поделились с модератором Андреем Левченко и другими участниками реальным опытом трансформации логистики с использования цифровизации.

Антон Точин, дал свою оценку ситуации в отрасли и сообщил, что лидер в развитии цифровизации логистики сегодня в России — курьерский и почтовый сервисы, а драйверы индустрии — РЖД и «Аэрофлот». Спикер указал на то, что Россия имеет значительный потенциал для роста. В частности, благодаря цифровизации и внедрению единого электронного документооборота, возможно сократить с 36 до двух часов пребывание грузовиков на границе.

Спикер указал на барьеры, мешающие развитию отрасли, эксперт упомянул о недостаточном количестве квалифицированных кадров для цифровизации. Антон Точин обратил внимание на трудности с финансированием инфраструктурных проектов, кроме того, отметил неэффективность государственного регулирования и действующих стандартов.

Ольга Наумова поделилась опытом ГК «Соллерс» в разработке и организации цифрового экспедитора. Благодаря его внедрению, значительно облегчился документооборот в компании. Собственная разработка предприятия позволила оркестрировать перевозки, благодаря чему пуллинг (доставка сборных грузов) вышел на новый уровень, и стало возможно попаллетно формировать перевозку. Цифровой экспедитор применяется не только ГК «Соллерс», сервис уже сегодня имеет более 50% сторонних заказчиков.

Говоря о перспективах отрасли, Ольга Наумова отметила: «Те, кто способны создавать и работать в цифре, те, кто способны видеть логистику через цифру и интегрироваться друг с другом, — те и создадут единую платформу индустрии для нашей страны».

Сергей Климаш в ходе своего выступления на конференции подробно рассказал о проекте «СберЛогистика». Скорость, цена и качество были определены как основные преимущества нового сервиса Сбера. Благодаря современной, качественной физической инфраструктуре, цифровизации и инструментам ИИ, а также инвестициям, всего за два года существования компания преобразила рынок логистических услуг. Совместно с «Самокатом» «СберЛогистика» смогла реализовать концепцию – «доставить туда и в то время, где и когда удобно клиенту». Сегодня  сервис имеет сеть из 7 тыс. постаматов и будет наращивать ее до 15 тыс.

Продолжая развивать сервис, Сбер определил задачей для «СберЛогистики» создание платформы Delivery Cloud для b2b.

Завершая обмен опытом, описывая принципы построения сервиса, Сергей Климаш сказал: «Современная логистика больше похожа на кровеносную систему. При этом мы рассматриваем и оптимизируем бизнес не как каждый отдельный элемент, но как совокупность потоков денег, людей, товаров, услуг».

В ходе обмена мнениями на состоявшейся конференции эксперты были солидарны в том, что логистические компании смогли оперативно отреагировать на вызовы, связанные с пандемией. Представители отрасли на реализованных примерах цифровизации предприятий продемонстрировали эффективность новых инструментов. Масштабные и амбициозные планы российских компаний указывают на перспективы по дальнейшему развитию имеющихся направлений и открытию новых транзитных коридоров.

Конференция «Транспорт и логистика 2021: драйверы роста, тренды, барьеры» состоялась в онлайн-формате, трансляция велась на собственном ресурсе для корпораций Сбербанка «СберПро Медиа» и YouTube-канале РБК, за дискуссией можно было наблюдать и на странице РБК в Facebook.
Новость