Пресс-центр РБК

Безопасность в рознице выходит на новый уровень


Постпандемийный период придал импульс в решении проблем развития рынка. Определяются актуальные тренды и в концепции безопасности. Меняется роль директоров служб безопасности и их влияние на формирование новых критериев оценки деятельности. Изменяются подходы к аутсорсингу и к проведению пилотных проектов.
27 мая в Москве состоялась конференция Imperator-Forum 2021, в которой приняли участие директора СБ, собственники бизнеса и эксперты в области обеспечения безопасности ретейла. Круг участников конференции был расширен благодаря онлайн-трансляции, которая велась на YouTube-канале РБК, за дискуссией можно было наблюдать и на странице РБК в Facebook. Модерировал конференцию Сергей Матвеев, эксперт по безопасности в ретейле. В ходе выступлений участников и в рамках дискуссии был представлен глубокий анализ тенденций развития отрасли в целом, состоялся плодотворный обмен накопленным опытом и видения перспектив развития.
В приветственном слове Леонид Нагайцев, директор по развитию Группы компаний «Император», рассказал о многолетней практике проведения профессиональных форумов, в ходе которых освещаются все аспекты безопасности в деятельности различных направлений ретейла. Леонид Нагайцев поблагодарил коллег за участие и призвал их к широкой дискуссии по актуальной тематике и обмену опытом работы в современных условиях.

Ретейл погружается в «цифру»
Предваряя тему, Иван Федяков, генеральный директор информационного агентства INFOLine, представил базовую информацию о рынке и подробно рассказал о тенденциях в ретейле. На анализе макропоказателей спикер наглядно продемонстрировал пути развития отрасли с учетом динамики потребительских возможностей и инвестиционных стратегий. Иван Федяков указал на консолидацию в ретейле и усиление конкуренции форматов.
Обозначая спектр вызовов, возникающий перед СБ в современных предприятиях торговли, Иван Федяков сказал: «Только благодаря смелому освоению новых решений мы сможем найти оптимальные пути развития. Сейчас реализовывать их одной компанией достаточно сложно. Со своими партнерами, конкурентами для решения тех или иных задач иногда можно объединяться, успешных примеров достаточно много, и наша сегодняшняя конференция, надеюсь, поможет в этом».
Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ретейле, в ходе своего доклада раскрыл смысл тенденций, связанных с цифровизацией и развитием онлайн-технологий. Спикер особое внимание уделил анализу бурного развития онлайн-ретейла, маркетплейсов и жестких дискаунтеров, раскрыв их особенности и отличия от традиционного ретейла в контексте темы стратегической безопасности.
«Цифровой мир развивается, он становится основой экономики. Мы стремимся к плоским безтрансакционным системам торговли. Внедрение цифрового бизнеса в офлайн-ретейл повышает уровень безопасности», — отметил в ходе своего выступления Борис Агатов.

Игорь Чумарин, основатель Агентства исследования и предотвращения потерь, поделился актуальными концепциями в трансформации управления потерями. Спикер подчеркнул проработанность и актуальность современных критериев потерь и указал коллегам: «Современная типология потерь показывает влияние на эффективность торгового бизнеса и способна укрепить роль СБ как драйвера перемен в рамках компании. Она же позволяет развиваться СБ вместе с бизнесом, а не тормозить торговлю, проводя очередную инвентаризацию».

Николай Козлов, руководитель управления специальных проектов «Нестле Россия», в ходе своего выступления представил критерии выбора поставщика услуг безопасности, разработанные на основе накопленной практики компании. Оценивая потенциал, опыт, прозрачность поставщика, компания среди основных критериев выделяет и соответствующую налоговую чистоту предприятия, в том числе в заработной плате ее сотрудников. При этом Сергей Матвеев, комментируя выступление Николая Козлова, отметил, что это приводит к увеличению стоимости контракта, и сказал: «Хорошо, что бизнес категорически не отказывается от того, что за жесткие требования нужно платить и платить чуть больше».

Безопасность требует развития и интеграции
Во второй части конференции присутствующие в зале и зрители онлайн-трансляции перешли к дискуссии по наиболее актуальным вопросам развития безопасности в ретейле. Спикеры поделились особенностями принятия решений и выбора инструментов при работе с потерями в розничных сетях. Выступающие рассказали об опыте цифровизации, внедрении аналитических систем, на реальных примерах продемонстрировали эффективность сокращения физической охраны при автоматизации технических средств и использовании систем умного видеонаблюдения.
Михаил Черемисинов, региональный руководитель по безопасности и защите интеллектуальной собственности Levi Strauss & Co в России, СНГ и Турции, подчеркнул, что компания, в которой он работает, радикально сократила всю структуру безопасности, делегировав ей стратегию, передав практически все процессы на аутсорсинг.

Александр Краснопольский, директор департамента безопасности ювелирной сети «Адамас», привел пример эффективного внедрения видеонаблюдения и аналитики, которая позволила практически ликвидировать потери от краж.

Иван Бируля, руководитель департамента корпоративной безопасности Redmond, проиллюстрировал, как его подразделение интегрировано в реальные бизнес-процессы, рассказав, что СБ предложила маркетологам актуальную идею — снабдить санитайзерами новые роботы-пылесосы.

Евгений Базыкин, экс-руководитель контрольно-ревизионного управления ГК «Дикси», рассказал об особенностях инструментов контроля потерь, прошедших пилотные этапы.

Денис Голышев, директор по безопасности группы «М.Видео-Эльдорадо», и Александр Яковлев, операционный директор по безопасности «М-Видео», на примерах реализации пилотов убедительно продемонстрировали эффективность цифровых инструментов безопасности.

Сергей Мукан, старший вице-президент по оптимизации рисков ювелирной сети Pandora, сказал в ходе дискуссии, что все хотят инноваций, однако небольшим компаниям это дается непросто. Тем не менее сегодня многие пилотные проекты становятся более доступны по бюджету.

Тарас Кравчук, руководитель по операционной безопасности «Ашан Россия», рассказал о разработанных компанией собственных инструментах цифрового анализа на основе обработки массива информации, позволяющих принимать оперативные решения.

Участники конференции пришли к общему мнению в том, что современная служба безопасности должна быть интегрирована в бизнес-процессы и может быть драйвером бизнеса. Спикеры сошлись во мнении, что на данном этапе СБ должна контролировать ИT-системы и осуществлять меры информационной безопасности, в том числе инструментами DLP. А обсуждая вопросы непосредственного подчинения СБ, пришли к выводу, что таковое зависит от структуры компании, от систем, выстроенных в конкретном бизнесе. Так, если в зарубежных компаниях, чаще всего публичных, СБ подчиняется директору, то в российских это может быть и собственник компании, и HR, и юридическое подразделение.

Эффективность пилотов и проблемы их запуска
Сложности запусков пилотов, по мнению участников дискуссии, заключены в трех основных параметрах: бюджет, кадры, устоявшаяся практика безопасности и контроля и связанная с этим система согласования принятия решений.
В рамках обсуждения темы финансирования запуска пилотов все спикеры пришли к мнению, что взаимное участие СБ и руководства компаний в реализации проектов является на сегодняшний день наиболее приемлемым вариантом. Так, физическая реализация пилотов может лечь на плечи СБ, а техническое оснащение — стать частью затрат других подразделений.
В части дискуссии по кадровому вопросу Сергей Матвеев предположил качественные изменения в подходах к безопасности в связи с приходом в отрасль нового поколения профессионалов. Это уже не выходцы из силовых структур и правоохранительных органов. Те, кто получает сейчас профильное образование по направлению безопасности бизнеса, нацелены на решения задач нового времени.
Будущее за теми, кто обучается
Прошедшая конференция продемонстрировала способность службы безопасности быстро меняться, адаптируясь к новым вызовам. Несмотря на, казалось бы, консервативность самой сути СБ, в сферу безопасности логично включаются все современные инструменты цифровизации, аналитики и методологии. Практика применения современных технических средств и технологий наглядно демонстрирует их эффективность, не только существенно сокращая потери, но и принося ретейлу ощутимую прибыль. Трансформация отрасли с нарастающим сектором онлайн-торговли требует новых решений в сфере безопасности, пилотные проекты которых активно реализуются и ожидают масштабирования.
Новость