Пресс-центр РБК

Дискуссия РБК: внедрение российских цифровых продуктов на отечественных предприятиях

Конференция «Цифровая индустрия промышленной России» входит в пятерку крупнейших мероприятий в области цифровой экономики в России. Это одна из ключевых площадок для обсуждения цифровой трансформации общества и ключевых отраслей экономики, место встречи лидеров рынка и трансляции лучших практик, технологий и идей. В 2023 году главной темой конференции стала цифровая независимость российских компаний.
О возможностях, которые открылись для российских компаний после ухода западных вендоров, интеграции российского ПО на промышленных предприятиях, и перспективах развития отечественного ИТ-сегмента ведущий РБК Кирилл Токарев поговорил с вице-президентом и директором по работе с корпоративными заказчиками Ростелекома Алексеем Подрябинниковым и директором по цифровым и информационным технологиям компании «СИБУР» Алисой Мельниковой.

Ключевые изменения

В 2023 году у российских компаний появился новый вызов: не просто создавать новые продукты, но и найти замену базовой инфраструктуре и решениям для автоматизации. Большая часть компаний успешно справилась с этой задачей, прибегнув к помощи доверенных партнеров, а также используя ресурсы своих внутренних команд.
«Если посмотреть, чем „СИБУР“ занимался в предыдущие пять лет в плане цифровизации, было создано довольно много инновационных решений. По сути речь идет про импортоопережение. Мы старались создавать то, чего ни у кого нет, а остальное покупали готовое. Все, что нам не поставляют, мы начинаем делать сами, силами огромного количества талантливейших российских айтишников. Поэтому возникший спрос обязательно будет удовлетворен, а то, что создается сейчас в качестве базы, технологически будет гораздо лучше ушедших продуктов», — Алиса Мельникова.
В «СИБУРе» после ухода зарубежных вендоров, никакие процессы и производства не остановились. В закрытом контуре компании остались те решения, которые отнять нельзя. Пока создаются свои продукты, компания сохраняет право эксплуатировать то, что было получено раньше. Вначале казалось, что из ПО много чего не хватает, но после работы по поиску и анализу решений на российском рынке стало ясно, что разработки с нуля не так уж и много. У российских компаний в наличии много идей и минимальных продуктов — это хорошая база.

Новые возможности

Кризис — это всегда новые возможности, в ИТ это видно как никогда. Полтора года назад большая часть лидирующих сервисов для видеоконференций ушла российского с рынка, но им на смену достаточно быстро пришли отечественные решения, такие как Trueconf, IVA, которые за год заметно улучшили свой функционал. Пример с ВКС — это хороший пример работающего MVP, когда минимального функционала становится достаточно на начальном этапе.
«В новых условиях российские компании сплотились, конкуренты начали объединяться, чтобы реализовать совместные инициативы и разработки. Компании-заказчики стали открыто рассказывать поставщикам о своих бизнес-задачах, о целях внедрения решений, а не просто запрашивать конкретные технологии», — Алексей Подрябинников.
Между руководителями компаний настолько вырос уровень доверия, когда достаточно серьезные решения оперативно принимаются буквально одним телефонным звонком, и только потом под устные договоренности подводят контрактные обязательства. Это очень ускоряет работу и позволяет значительно сократить время решения задач, что особенно важно для больших трансформационных отраслевых задач. Доверие между людьми и между компаниями — это тот импульс, без которого нельзя прийти к значимым результатам в короткое время.

Новые принципы в работе с подрядчиками

Когда на рынке было представлено много готовых решений, заказчики проводили конкурсы и оценивали подрядчиков по таким параметрам, как опыт клиентских внедрений, функционал решений и техническо-эксплуатационные параметры. Сейчас вопрос стоит о создании новых решений при сотрудничестве между заказчиками и разработчиками, у которых нет готовых решений.
Место коробочных решений начинают занимать продукты на стадии MVP (минимально жизнеспособные). Компании учатся доверять разработчикам и ждать, привлекая несколько подрядчиков на один проект, чтобы разделить риски. На первом этапе даже не всегда понятно, сколько будет стоить разработка, ведь компании покупают решения, которых еще нет. Есть только плановые сроки разработки — это высший уровень доверия, который только может быть.
В зону ответственности «СИБУРа» входит создание инструментов технологического моделирования. В компании много лет занимались оптимизацией своих процессов и накопили в этом огромный опыт и знание о том, как это воплотить в цифровых решениях. Для софинансирования разработки новых проектов привлекаются другие компании-заказчики, в которых есть спрос на разрабатываемые продукты.

Новые потребности

Новые решения и новое ПО требуют дополнительных ИТ-ресурсов, инфраструктуры для хранения и обработки данных. Компании вынуждены балансировать, поддерживая еще работающие продукты и одновременно развивая новые. Ростелеком закрывает эти потребности, помогая компаниям сконцентрироваться на профильных бизнес-задачах. Важно, что за последний год российские компании научились доверять партнерам с точки зрения «железа» и передачи данных. Все больше крупных компаний соглашаются с тем, что инфраструктуру можно брать как сервис, освобождая фокус управленцев для реализации первостепенных задач.

Новые планы

Говоря об ИТ-планах крупнейшего бизнеса, Алексей Подрябинников отметил, что приоритетными задачами для российских компаний в 2023 году стали информационная безопасность, обеспечение устойчивости бизнеса и возвращение к планам долгосрочного развития.
Например, многие клиенты Ростелекома возвращаются к развитию проектов промышленного интернета. Проекты Private LTE, реализованные в 2021 году, как, например, на месторождении «Полюс» в Якутии, планировались к масштабированию на 30−50 объектов в год для компаний многих отраслей, были временно заморожены ввиду ухода западных производителей.
Однако сейчас, с опорой на отечественное ПО ядра сети и базовые станции, которые демонстрировались в рабочем режиме на стенде Ростелеком, можно с уверенностью размораживать эти проекты. При этом заказчики, которые первыми внедрили Private LTE, смогли извлечь конкурентные преимущества и подтвердить ценность этого решения как для себя, так и для всего рынка. Таким образом, переход на российскую компонентную базу пойдет в условиях подтвержденного спроса со стороны заказчиков.
Директор по цифровым и информационным технологиям компании «СИБУР» Алиса Мельникова отметила, что приоритеты и планы в бизнес-среде необходимо корректировать регулярно, учитывая изменение внешнего рынка. И уход западных вендоров стал лишь одним из факторов, который компания учитывает при стратегическом планировании на горизонте года. На 2023 год для «СИБУРа» главным направлением продолжает оставаться повышение эффективности работы производства.

За несколько лет реализации проекта искусственный интеллект заработал для «СИБУРа» 15 млрд рублей. Наибольшие результаты получены в результате оптимизации производства, продаж и логистики. При этом инструменты аналитики и искусственного интеллекта стали закономерным развитием базовой автоматизации и цифровизации производственных процессов.

За предыдущие годы в компании было оптимизировано большинство процессов, и в настоящее время идет работа по автоматизации принятия управленческих решений, для чего подробно разбирается каждое звено в цепочке принятия решений, собираются и анализируются данные, изучается механизм принятия решений и проводится обучение модели. Применение искусственного интеллекта в точках принятия решений должно привести к повышению качества в этой сфере. При этом действующие руководители будут контролировать и обучать такие системы.

Говоря про технологии ИИ, Алексей Подрябинников упомянул о важном моменте, касающемся достоверности и скорости передачи данных. Чем больше источников достоверных данных и шире канал их передачи, тем больше возможностей для анализа, принятия решений в реальном масштабе времени и оптимизации бизнес-процессов получают компании.

В качестве примера эффективной работы по сбору данных можно привести мобильный комплекс «Умный чемодан», который стал интересным решением 2023 года для «СИБУР». В этом комплексе все виды датчиков собраны один блок, который можно оперативно перемещать для наблюдения на некритичной инфраструктуре, чтобы отслеживать все виды отклонений на оборудовании и в поведении людей.

Новые технологии и подходы

Практика показала, что решения, которые поступали от зарубежных вендоров, были плохо интегрированы между собой, так как создавались компаниями-конкурентами. Сейчас, благодаря тому что российские компании занимаются созданием новых решений коллективно, используя общие платформы, решения по определению создаются интегрированными.
«Снижение планки требовательности заказчиков было очень важным барьером для российских разработчиков, который теперь снят. Теперь достаточно сделать качественный продукт, но с минимально необходимым функционалом для решения текущих задач и потом его дорабатывать, а не конкурировать с полным функционалом готовых западных решений», — вице-президент и директор по работе с корпоративными заказчиками «Ростелеком» Алексей Подрябинников.
«Страна имеет высокий потенциал, чтобы превратиться из импортера технологий в экспортера и приобрести довольно большую силу — экспортеры обычно более независимы, чем импортеры. Тема экспорта периодически поднимается на переговорах с клиентами „СИБУРа“ в других странах, многие из которых не хотят быть ни от кого зависимыми в части ПО. И если российские компании создадут что-то прогрессивное, там с радостью на это посмотрят», — директор по цифровым и информационным технологиям компании «СИБУР» Алиса Мельникова.
ЦИПР-2023 наглядно продемонстрировал эффективность работы российских компаний в части импортозамещения и формирования цифрового суверенитета. Лидеры отраслей смогли найти точки соприкосновения и объединить усилия для решения общих задач и поиска ответов на глобальные вызовы. Высокая мобильность и гибкость российских компаний уже принесли заметные результаты: катастрофы и обвала российской промышленности не произошло.
Более того, промежуточные результаты в области разработки программных продуктов показывают, что в скором времени российские вендоры сами выйдут на международные рынки, составив конкуренцию западным компаниям. И работа, которая ведется в данном направлении компаниями «СИБУР» и «Ростелеком», только подтверждает вероятность такого развития событий.