Пресс-центр РБК

Василий Селиванов: «Хорошая архитектура – там, где строят. Сегодня строят не в Европе»

Василий Селиванов, руководитель холдинга LEGENDA, рассказал о#nbsp;том, почему компания сотрудничает только с#nbsp;российскими архитекторами, и#nbsp;поделился опытом успешной работы в#nbsp;условиях санкций.
Как изменилась ваша работа в#nbsp;связи с#nbsp;проведением СВО, уходом западных компаний? Как вы#nbsp;перестроили логистические цепочки, как поменялись технологии?
Конечно, переобувание происходит прямо с#nbsp;колес. Я#nbsp;не#nbsp;вижу нерешаемых задач, и#nbsp;мы#nbsp;узнали много нового: у#nbsp;нас было немало западных поставщиков с#nbsp;традиционными комплектами продуктов. Сейчас мы#nbsp;активно работаем с#nbsp;Китаем, и#nbsp;я#nbsp;бы сказал, что мы#nbsp;не#nbsp;столько переключились на#nbsp;новые технологии#nbsp;— сейчас еще руки не#nbsp;доходят#nbsp;— сколько работаем с#nbsp;новыми возможностями крупных восточных производителей. И#nbsp;эти возможности оказались практически безграничными. Например, индивидуальное комплектование и#nbsp;изготовление стройматериалов. Ту#nbsp;же#nbsp;фасадную керамику у#nbsp;европейских производителей мы#nbsp;смотрели по#nbsp;каталогам, и#nbsp;это все было достаточно дорого и#nbsp;с#nbsp;большими сроками поставки. Сейчас у#nbsp;нас есть бесконечная номенклатура каталожных изделий, но#nbsp;архитектор может сказать: «а#nbsp;давайте спросим, могут#nbsp;ли они сделать по-другому», и#nbsp;они могут#nbsp;— в#nbsp;те#nbsp;же сроки, с#nbsp;той#nbsp;же ценой.

Конечно, будет тестовый период, какие-то локальные неурядицы, но#nbsp;проблем в#nbsp;переходе на#nbsp;новых поставщиков, в#nbsp;целом, нет. Повернувшись к#nbsp;азиатскому рынку, мы#nbsp;выяснили, что там есть крупные известные бренды, в#nbsp;том числе поставляющие, например, лифты по#nbsp;всему Тихоокеанскому региону, в#nbsp;том числе очень сложные лифты, с#nbsp;любыми техническими наворотами и#nbsp;вариантами отделок.
Как санкции повлияли на#nbsp;качество импортируемого продукта?
Важное изменение состоит в#nbsp;том, что теперь нет сложившегося списка брендов, которые определяют уровень качества продукта. Раньше было так: если у#nbsp;тебя используются такие-то бренды в#nbsp;соответствующем сегменте, то#nbsp;ты#nbsp;соответствуешь стандарту «премиум» или «бизнес-класс»#nbsp;— сегодня этого нет. И#nbsp;это хорошо, потому что развязывает руки в#nbsp;поиске аналогов по#nbsp;качеству, но#nbsp;без зависимости от#nbsp;логотипов и#nbsp;брендов. Рынок снял эту зависимость, и#nbsp;в#nbsp;поиске аналогов мы#nbsp;опираемся в#nbsp;первую очередь на#nbsp;экспертные оценки. Теперь именно застройщик становится своего рода «консолидатором» уровня качества, берет на#nbsp;себя ответственность за#nbsp;производителей, которых включает в#nbsp;продукт.
Несколько лет назад Правительство начало бороться со#nbsp;СНиПами, чтобы улучшить процесс строительства. Помогло#nbsp;ли это справиться с#nbsp;трудностями, с#nbsp;которыми отрасль столкнулась в#nbsp;последнее время?
Да, были нормативные упрощения в#nbsp;СанПиНах, в#nbsp;СНиПах, но#nbsp;что мы#nbsp;получили в#nbsp;итоге? Происходит некое выборочное изменение и#nbsp;упрощение, а#nbsp;на#nbsp;другой чаше весов появляются новые нормы градостроительного проектирования. И#nbsp;ты#nbsp;понимаешь, что-то, что исключено, в#nbsp;общем-то маловажно по#nbsp;сравнению с#nbsp;тем, что появилось. К#nbsp;примеру, в#nbsp;Петербурге есть избыточные требования по#nbsp;парковочным местам. Все хотят, чтобы все машины были под землей. А#nbsp;себестоимость одного подземного парковочного места там#nbsp;— 1 млн. 600 тыс. рублей. В#nbsp;массовой застройке парковочное место, если не#nbsp;включить в#nbsp;стоимость квартиры, с#nbsp;трудом продается за#nbsp;300−500 тыс. Поэтому приходится включать парковку в#nbsp;цену, и#nbsp;из-за чрезмерных нормативных ограничений она в#nbsp;итоге очень сильно растет для#nbsp;покупателя.

Когда ты#nbsp;взвешиваешь, сколько в#nbsp;себестоимости у#nbsp;тебя добавляется от#nbsp;вот таких чрезмерных нормативов градостроительного проектирования против каких-то тактических сокращений, выводы оказываются неутешительными. И#nbsp;я#nbsp;даже не#nbsp;говорю про согласования: с#nbsp;одной стороны препоны сокращаются, с#nbsp;другой#nbsp;— сроки получения разрешительной документации в#nbsp;том#nbsp;же Петербурге растут. Раньше мы#nbsp;получали документы за#nbsp;год, а#nbsp;теперь за#nbsp;два, иногда за#nbsp;три.
Какие возможности сейчас есть у#nbsp;застройщиков, чтобы обеспечить рост качества строительства?
Колоссальная область оптимизации роста качества лежит сегодня в#nbsp;проектировании. То, что BIM стал обязательным условием для#nbsp;работы, уже очевидно для#nbsp;всех. Во-первых, конечно, все линейные ошибки можно увидеть в#nbsp;3D. Во-вторых, расчет объемов, анализ и#nbsp;корректировка себестоимости могут быть осуществлены практически мгновенно.

Мы#nbsp;изучаем возможности оптимизации конструктивных решений, смотрим расчетные модели, ищем оптимальные требования к#nbsp;армированию#nbsp;— и#nbsp;все это для#nbsp;того, чтобы сократить долю неосязаемой строительной себестоимости и#nbsp;найти ресурсы для#nbsp;осязаемой. То#nbsp;есть для#nbsp;той, которую клиент видит и#nbsp;может потрогать. Поэтому работа с#nbsp;проектом, с#nbsp;эффективными конструкторами в#nbsp;поиске оптимальных решений#nbsp;— это те#nbsp;самые ресурсы, которые у#nbsp;нас есть, чтобы добавить осязаемого качества: улучшить фасадные, инженерные решения, благоустройство#nbsp;— все потребительские плюсы, которые собственно и#nbsp;отражают качество продукта.
Вместе с#nbsp;брендами ушли практически все западные архитекторы. Как вы#nbsp;оцениваете влияние этого факта на#nbsp;отрасль?
Мы#nbsp;в#nbsp;LEGENDA работаем только с#nbsp;российскими архитекторами. И#nbsp;это не#nbsp;потому, что мы#nbsp;не#nbsp;хотели работать с#nbsp;зарубежными#nbsp;— не#nbsp;было времени. Цепочка проектной последовательности в#nbsp;работе с#nbsp;западными архитекторами предполагает достаточно длительное время на#nbsp;концептуальные проработки, а#nbsp;потом#nbsp;— обязательное подключение местных архитекторов на#nbsp;адаптацию. И#nbsp;на#nbsp;этом этапе можно потерять очень много идей, которые западные архитекторы создавали, не#nbsp;очень погружаясь в#nbsp;местные ограничения, нормы и#nbsp;правила. В#nbsp;итоге от#nbsp;идеи может остаться не#nbsp;так много#nbsp;— и#nbsp;на#nbsp;все это уходит год. Поэтому у#nbsp;нас есть правило: работать с#nbsp;хорошими российскими архитекторами, у#nbsp;которых есть полный состав персонала для#nbsp;всех стадий работы.

Хорошая архитектура#nbsp;— там, где строят. Сегодня строят не#nbsp;в#nbsp;Европе. Если смотреть этажами или метрами, то#nbsp;объем строительства в#nbsp;Азии значительно превышает европейский. То, что сейчас на#nbsp;волне замены материалов и#nbsp;технологий мы#nbsp;разворачиваемся в#nbsp;сторону Азии, неминуемо привлечет внимание к#nbsp;развитию сотрудничества и#nbsp;в#nbsp;проектном плане. Я#nbsp;не#nbsp;исключаю, что в#nbsp;рамках того#nbsp;же BIM-моделирования китайские специализированные компании могут давать заданную в#nbsp;рамках определенной шкалы BIMа рабочую документацию в#nbsp;разы быстрее.
Какие перспективы внедрения передовых технологий в#nbsp;строительстве? Условный IPhone, Xiaomi появится на#nbsp;стройке?
Я#nbsp;думаю, что нужно сначала разобраться с#nbsp;базовыми вещами. У#nbsp;нас получается пока так: спасение утопающих#nbsp;— дело рук самих девелоперов. Мы, застройщики, стали делать практически все. А#nbsp;должно оставаться время на#nbsp;развитие среды, проектирование, формирование продукта. Чтобы передать его подрядчикам, которым ты#nbsp;доверяешь и#nbsp;которые вдумчиво, системно выполнят свою часть работы. На#nbsp;сегодня есть две основные задачи: во-первых, найти все ключевые аналоги продуктов у#nbsp;новых поставщиков#nbsp;— и#nbsp;с#nbsp;этим мы#nbsp;справляемся. Во-вторых, стабилизировать подрядную отрасль, чтобы независимые специализированные подрядчики могли хорошо выполнять свою работу. Они и#nbsp;принесут технологии.
2023-06-15 12:40 Новость Пресс-релиз Интервью